Главная / Каталог статей / Строительство, монтаж
Композитная арматура: стеклопластиковая (АСП), базальтопластиковая (АБП), стеклоармированная (АСПЭТ)Прежде, чем использовать тот или иной материал в строительстве, проверяют его соответствие ГОСТам и строительным нормативам. Сегодня в качестве альтернативы традиционной стальной арматуре предлагается ее композитный аналог, однако многие пока относятся с недоверием к новому материалу. Впрочем, в буквальном смысле «новым» материалом неметаллическую арматуру назвать нельзя, поскольку она была известна еще в СССР с конца 60-ых годов. Тем не менее, ГОСТа описывающего композитную арматуру вы не найдете и сегодня, поскольку его попросту не существует. Все отечественные производители неметаллической арматуры руководствуются ТУ (техническими условиями), разработанными и зарегистрированными в законном порядке. Что касается строительных нормативов, то здесь ссылаются на пункт 5.3.2 СНиП 52-01-2003, разрешающий применять для железобетонных конструкций (далее дословно) неметаллическую композитную арматуру. Опасаться иметь дело с композитной арматурой совершенно не стоит, поскольку она по свом физико-механическим параметрам, важным для армирующего каркаса, не только не уступает металлической, но и во многом превосходит ее. Однако, как и любой другой материал, композитная арматура имеет свои особенности, которые нужно учитывать, иначе они станут ее недостатками. Пожалуй, единственный параметр, по которому неметаллическая арматура уступает металлической, – это модуль упругости. У арматуры из композитных материалов он может быть в 4 раза ниже, чем у арматуры стальной. На практике это означает, что композитную арматуру в 4 раза легче согнуть. Данное обстоятельство никак не сказывается при изготовлении фундаментов или дорожных плит, но композитный арматурный каркас плит перекрытия и прочих несущих элементов рассчитывается иначе, чем в аналогичных железобетонных конструкциях. Другой нюанс – устойчивость арматуры к высоким температурам. Так, консольные конструкции и перекрытия должны быть дополнительно термоизолированы на случай пожара, поскольку композитная арматура полностью теряет свою упругость уже при 600°С в результате размягчения компаунда, связывающего ее волокна. Необходимо учитывать, что неметаллическую арматуру невозможно соединять методом сварки. Это означает, что ее придется вязать, а это более длительный процесс. Кроме того, непосредственно на строительной площадке композитную арматуру невозможно согнуть под нужным углом. Если конструкция арматурного каркаса требует изгибов стержней, то они могут быть выполнены только на производстве. Тем не менее, в строительстве бывает много случаев, когда композитная арматура может полностью заменить металлическую, причем такая замена оказывается выгодной. Навскидку, полный комплект композитной арматуры для строительства среднего коттеджа можно привезти в багажнике легкового автомобиля, и вес ее окажется не более 500 кг. И это, конечно же, не все.
Виды композитной арматурыКомпозитная арматура – это не какой-то конкретный материал, а общее название класса неметаллических арматур. По своему составу композитная арматура различается на стеклопластиковую (АСП), базальтопластиковую (АБП), стеклоармированную полиэтилентерефталатную (АСПЭТ). В гражданском строительстве наиболее востребована стеклопластиковая арматура, т.к. она дешевле. Базальтопластиковая арматура значительно превосходит стеклопластиковую по прочности, но она также и значительно дороже. Преимуществ композитной арматуры перед стальной несколько:
Композитная арматура выпускается в виде стержней и в бухтах (до диаметра 8 мм). Удобство транспортировки такого материала трудно переоценить. При закупке больших партий арматуры экономия на транспортных расходах весьма значительна. В частном домостроении композитную арматуру целесообразно применять для армирования фундаментов, стяжек, отмосток, а также конструкций, эксплуатирующихся в условиях интенсивной коррозии (в т.ч. находящиеся в воде). Поскольку композитная арматура обладает значительно бόльшим временным сопротивлением при растяжении, чем стальная, в арматурных каркасах, она может иметь меньший диаметр; либо при том же диаметре увеличивается размер ячейки каркаса.
14.10.2012 Автор текста: М. Тамилин
|
|