Главная / Каталог статей / Стекло, поликарбонат, зеркала
Витраж в интерьереВ современных интерьерах нередко присутствует стекло в самом различном виде. И один из них – витраж – светопрозрачные композиции из цветного стекла. Интерьер с элементами витража никогда не будет заурядным. В старину витражи были по карману только очень состоятельным людям, сегодня же доступны широкому потребителю. Традиционная техника витража подразумевает соединение отдельных цветных стекол в общую композицию с помощью металлического профиля или методом сплавления. От тонкости и аккуратности таких соединений зависит качество исполнения, общее восприятие и детализация изображения. История создания витража берет начало не от искусства, как думают многие, а от утилитарной необходимости. Дело в том, что первые витражи датируются временем, когда листовое стекло изготавливать еще не умели. Из стекла могли выдувать сосуды, разрезать их и распластывать в небольшие куски, которые к тому же нуждались в трудоемкой шлифовке. Однако ставал вопрос, как из маленьких кусочков можно создать нечто наподобие остекления, в котором нуждалась архитектура. Сначала их можно было увидеть в церквях и во дворцах, но постепенно техникой витража овладело много мастеров, которые предлагали свои изделия уже и массам. С самого своего появления витражная техника видоизменялась и совершенствовалась, зачастую становясь проще, а значит дешевле. Однако художественная ценность от упрощения техники не уменьшалась. Наоборот, в технике витража стали пробовать себя многие художники, как, впрочем, это происходит и сегодня. Место витражаСлово «витраж» происходит от французского «vitre» – оконное стекло. Но использовать витраж исключительно как светопрозрачное заполнение оконной рамы долго не пришлось. Ему нашли много других применений в интерьере. Используя технику витража, художники-декораторы могут украсить все что угодно. Это двери, ширмы, экраны для ниш с подсветкой, светильники (техника Тиффани) и многое другое. Долгое время витраж считался атрибутом классического интерьера, однако теперь многие дизайнеры, вдохновленные эстетикой витража, научились вписывать его в любой стиль, даже в хай-тек. Кстати, последний оказался отнюдь не аутсайдером, а очень интересной территорией для развития витража. В хай-теке стекло находит самое широкое применение, и витраж в минималистском прочтении, получил там огромную поддержку. Кроме домов в классическом стиле, витражи отлично комбинируются с интерьерами восточных мотивов. Витраж одновременно может служить и декором, и ограждением от любопытных взглядов. Несмотря на то, что применение витражных произведений в интерьере неограниченно ничем, целесообразно использовать их, прежде всего, в гостиных, где они будут производить впечатление не только хозяев дома, но и на дорогих гостей. В поддержку главному витражу, тему могут продолжить небольшие витражные композиции в ванной и спальне, где с их помощью можно создать уютную и интимную обстановку. Но на какой бы вариант не пал выбор, следует помнить, что витраж может быть элементом функциональным. В отличие от картин и других плоских изображений, витраж обладает светопрозрачностью. Интенсивность и яркость его цветов можно усиливать или уменьшать, в зависимости от того, какие источники будут предусмотрены для контровой подсветки. Картины из стекла, благодаря свойствам светофильтра, могут создавать целую гамму настроений. Для чувственной атмосферы используются теплые оранжевые и розовые тона, а ощущение прохлады подарят голубые, синие и фиолетовые. Используя витражные композиции с фацетными элементами, можно наполнить комнату россыпью солнечных бликов. Профессионалы идут дальше – пытаются использовать витраж как средство цветотерапии.
Витраж на окнах делает ненужными шторы и жалюзи, которые приходилось закрывать каждый раз, чтобы происходящее внутри дома не становилось достоянием прохожих. Кстати, не стоит забывать, что маскировочные свойства витража работают в обоих направлениях. Например, окно с витражом поможет скрыть неприглядный пейзаж по ту сторону, но в то же время будет выполнять свою основную функцию естественного освещения. Разновидности витражейКлассический витраж подразумевает, прежде всего, использование традиционной техники, изобретенной сотни лет назад. Такие витражи создавались следующим образом. Художник рисовал эскиз витража, а потом повторял его в натуральную величину. Затем, ему нужно было изготовить из стекла детали по очертаниям на бумажном эскизе. Иногда для этого приходилось сначала изготавливать формы, в которые потом наливать расплавленную стеклянную массу. Когда все части будущего витража были готовы, их соединяли с помощью свинцовой полосы. Позже для крепежа стали использовать медь, латунь, а сегодня и алюминий.
Узорчатый витраж не похож ни на классический, ни на «Тиффани». Он состоит из бесцветных стекол с фактурной обработкой. Причем узор может быть как рельефный, так и выделяться за счет сочетания матовых и прозрачных фрагментов. Чаще всего такие узоры создают при помощи пескоструйного аппарата. Узорчатые витражи могут украшаться фацетными элементами – гранеными стеклами, создающими множественные световые блики. Пленочные витражи (псевдовитражи) как видно из их названия являются лишь имитацией витража, однако с первоначальной функцией справляются прекрасно, особенно если использована качественная пленка, а автор – профессионал. Первые витражные пленки появились в Англии. Суть техники состоит в том, что элементы вырезаются не из стекла, а из цветной пленки. Потом они наклеиваются на листовое стекло, составляя художественную композицию или орнамент. Этой техникой можно имитировать любой вид витража. С появлением компьютеров и современной полиграфической техники на пленку можно перенести любое изображение, в т.ч. существующего витража. При этом уже не нужно вырезать отдельные элементы, а только приклеить пленку целиком. Готовый пленочный витраж представляет собой еще и довольно безопасное изделие, поскольку пленка увеличивает прочность стекла, а при его разбивании удержит осколки вместе, как в триплексе.
Существует два вида расписного витража. В одном из них краска высыхает естественным образом, а другом – в процессе обжига. В обоих случаях основой является листовое стекло, благодаря целостности которого, расписные витражи можно устанавливать на створки дверей. Расписной витраж может попробовать создать практически любой, желающий сделать что-то своими руками. Для этого необходимо только лист стекла, несколько кистей и набор витражных красок. При этом совсем необязательно уметь рисовать. Можно под стекло подложить понравившийся рисунок и работать по его контурам. Таким образом, получится создать много милых сердцу вещиц. 03.12.2012 Автор текста: М. Тамилин
|
|