×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Предметы интерьера  /  Декор стен

Гобелен - золотая середина

Неизвестно, научились ли люди ткать гобеленовую ткань с тем, чтобы сделать ее украшением своего жилища, либо, наоборот, увидев ее декоративные возможности, решили использовать в интерьерах. Как бы там ни было, гобелен надолго занял свое место, став неизменным атрибутом неувядаемой классики. Его роль – не только декор, но и некая смысловая составляющая композиции, так сказать, ее эмоциональная доминанта.

Словом «гобелен» изначально назывались любые ковры с изображением каких-либо сюжетов или художественных композиций, которые ткались из цветных нитей разной толщины, что предавало изделию характерную шероховатую структуру. Эскизами к гобеленам были работы знаменитых художников таких, как Рафаэль, Рубенс, Да Винчи, а позднее Пикассо, Майоль, Шагал и многих других.

Первые подобия гобеленов были найдены на археологических раскопках в Египте. Это были грубые ткани с вплетенным орнаментом, которые использовали, как для пошива одежды, так в качестве мебельной обивки. Технологию изготовления гобеленов существенно усовершенствовали средневековые монахи, жившие на территории Германии. Их изделия использовались для создания уюта в каменных моностырских келиях. Изначально гобелены немецких монахов выглядели, как сплошные тканые полотна и носили название – spalier (шпалеры).

Название «гобелен» появилось гораздо позднее и произошло от фамилии братьев Гобелен, построивших тканевую мануфактуру в Париже, на которой производились изделия собранные из нескольких частей, сделанных поотдельности. Отличить шпалеру от гобелена можно было только, увидев изнанку, поскольку с лицевой стороны гобелен, как и шпалера, представлял собой единую сотканную картину.

Гобелен в интерьере

Сегодня, говоря об этих картинах, чаще употребляют понятие – гобелен, однако в научных статьях не редко можно встретить и определение – шпалера. Таким образом, мы установили, что и гобелен, и шпалера могут относиться к одному и тому же предмету. Кроме того, в литературе эти изделия могут упоминаться под названиями, определяющих технологию их изготовления либо стилистические отличия. Примером этому могут служить – аррацы, производимые в одноименном французском городе с использованием золотой и серебряной пряжи, либо вердюры – известные в 15 веке по пейзажной тематике.

Для создания гобелена требуется много времени и труда, поэтому такие изделия всегда были доступны только богатым особам. Так они стали атрибутом замков и дворцов состоятельной знати. С тех пор гобелены всегда ассоциируются с эпохой рыцарей и благородных правителей, даже сейчас, когда приобрести их может практически каждый, поскольку автоматизация процесса их изготовления существенно снизила затраты производства. При этом качество гобеленов стало намного лучше, хотя изделия сделанные под старину ценятся все же больше.

В современном производстве гобеленов используется традиционный материал (шерсть, лен, хлопок, шелк) в комбинации с синтетическими нитями, применяемых для лучшей формы изделия и насыщенности красок. Качественный гобелен обязательно проходит противопылевую обработку и обладает антистатическим эффектом.



Наряду с промышленной выработкой сохранились и мастера, работающие в традиционной технике. Их авторские работы ценятся сегодня, как хорошая живопись. Однако и фабричные изделия не носят массового характера: у их покупателей остается приличный шанс на эксклюзивность, поскольку выпускаются они небольшими сериями.

Гобеленовые сюжеты

Каждой исторической эпохе свойственны определенные сюжетные линии, впрочем, как и в других видах изобразительного искусства. Так, например, в Европе в период правления Людовика XIV и вплоть до французской революции, сюжеты гобеленов в основном состояли из куртизанских или пасторальных сцен, а эпоха барокко отмечалась мифическими образами. Если собрать сюжеты всех эпох и народов, то их можно разделить на:

  • пейзажи (наиболее востребован на потребительском рынке из-за стремления людей создать в своем доме успокаивающую обстановку);
  • натюрморты и флористика (занимает второе место в рейтинге популярности, благодаря возможности использовать в мебельной обивке, для штор, подушек и т.д.);
  • архитектура (как правило, знаменитые здания уровня Нотр-Дам де Пари, но также встречаются и усадьбы аристократов). Такие гобелены подчеркнут интерьеры в стиле ренессанс.
  • воспроизведение картин известных художников.

Поклонников дворцового стиля привлекают гобелены с эпическими сюжетами, сценами рыцарских времен, взятые от антикварных экземпляров, либо созданные по их мотивам, а также геральдика. Штандарты будут смотреться исключительно в помещениях с высокими потолками и при наличии замковой атрибутики такой, как кованый декор, дубовая мебель, массивные двери и тяжелые шторы на фоне приглушенных однотонных стен.

Гобелены в интерьере

Однако не только в Европе производили тканые картины. Гобеленовые ткани очень широко распространены и на востоке. Мода на восточные интерьеры породила целую индустрию гобеленов с китайскими и арабскими рисунками. Новомодное увлечение Hi-tech так же не обходится без смысловой составляющей, что отразилось спросом на гобелены с изображением абстракций. Но особый шик интерьеру все же придают изделия, максимально приближенные к их старинным аналогам. Грубое плетение, поблекшие тона, душевные сюжеты – все это цитирует старину очень достоверно.

Место расположения

Многообразие сюжетов гобеленов дополняется огромным выбором форматов – от картин до скатертей. И, конечно, данное разнообразие играет на руку дизайнерам, которые не упускают возможности интегрировать гобелены практически в любой интерьер, поскольку те отлично сочетаются, как с металлом, так и с кожей, деревом, камнем.

Кабинет, библиотеку, гостиную украсят гобеленные картины, окантованные лепниной или деревянными багетами. Придерживаясь средневековой традиции, из нескольких гобеленов можно составить сюжетную линию, расположив их в логической последовательности. В старой Европе выпускались целые серии шпалер, иллюстрировавшие исторические и библейские события.

Визуально гобеленовые картины выгоднее смотрятся на нейтральных фонах, не отвлекающих внимание, либо на фоне необлицованной кирпичной или каменной кладки, создающей аутентичную атмосферу вокруг этих декоративных предметов.

Для гостиной хорошо подойдут тяжелые гобеленные портьеры. Они не обязательно должны быть классическими. К примеру, нейтральный рисунок в пастельных тонах будет созвучен с тканым убранством окна минималистского интерьера.

Несколько подушек в гобеленовых чехлах сделают уютней комнату для гостей и спальню, а покрывала с ткаными узорами придадут супружескому ложе изысканности.

В столовых гобеленовой ткани самое место на столе, в качестве наперона, который стелют поверх скатерти для украшения. Его узор должен быть максимально привлекательным, а окантовка отделана кистями или шелком.

Профессионалы совершенно справедливо советуют не перегружать интерьер гобеленовыми «фишками». По отдельности они смотрятся намного эффектнее, нежели в купе. Если это панно или настенная картина, то подушки и покрывала будут уже перебором.

Отделка мебели и стен является отдельной темой разговора. Интерьер в английском стиле обязательно подразумевает стены, отделанные гобеленовой тканью с ритмичным узором. Гобелен можно вмонтировать в стену, используя интересное решение, предполагающее его обрамление багетами, окрашенными вместе со стеной. В этом случае гобелен и стена представляет единое целое.

Гобеленовой тканью также отделывают и двери. Это может быть полная отделка либо частичная (верхняя часть или отдельные вставки). Оригинально смотрятся гобеленовые пуфики и абажуры, а также чехлы, надетые на стулья и кресла.

Что почем?

Авторская работа современного мастера может оцениваться несколькими тысячами долларов, тогда как машинное полотно встречается от 10 до 700 $. Его цена зависит от таких факторов, как качество ткани, фирмы производителя, и, конечно, от размеров изделия. Мастерские и цеха ведущих европейских производителей гобеленов находятся в Голландии, Бельгии и Франции. Восточные произведения гобеленного искусства, особенно домотканого, также стоят не дешево, а некоторые и дороже европейских.

Дизайнеры называют гобелен той золотой серединой, которая позволяет выбрать нечто среднее по ценности для интерьера, между оригиналом картины маслом известного художника и ширпотребом, которым так не хочется удешевлять жилище. В пользу гобеленов говорит и их устойчивость к различным механическим нагрузкам, а также колебаниям влажности и температуры, чего нельзя сказать о масляной живописи.

 

17.11.2009
Автор текста: Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.