Главная / Каталог статей / Натуральный и искусственный камень, керамическая плитка
Вечные ценности: мрамор и малахитНатуральные каменные отделки – признак респектабельного интерьера. Самым популярным отделочным камнем большинство бы назвало мрамор. На втором месте оказался бы малахит. Оба минерала имеют большую историю и широко использовались многими древними культурами. Однако камни эти не простые, можно сказать, капризные. Наличие средств не означает, что эти благородные отделки можно употребить везде. Познакомимся поближе, для начала с мрамором. Мрамор и антикаГоворя об истории Греции, возникают образы мраморных статуй, колонн и монументальных архитектурных сооружений. Хотя этот светящийся камень не был легко доступен, его популярность в классическом античном архитектурном искусстве была чрезвычайна. Мода на мрамор, несомненно, пошла из древней Греции, однако не настолько древней, как многие думают. Его научились обрабатывать ближе к временам Аристотеля и Софокла. Герои мифической Эллады, скорее всего, не были с ним так тесно знакомы.
Лучший мрамор добывали на острове Парос. Морской транспорт, способный перевозить тяжелые мраморные блоки был только в Афинах. Таким образом, этот город стал важным перевалочным пунктом, а затем и столицей союза греческих городов. Перевозить мраморные «болванки» было нерентабельно, поэтому на Паросе создали фабрику по производству стандартных блоков, от которых уже было осечено все лишнее. Этим объясняется большое сходство архитектуры в разных местах на средиземноморском и черноморском побережье. Так Греция стала основным импортером благородного белого камня. Влияние РимаВ период расцвета римской цивилизации сенатом были приняты законы, запрещающие использовать мрамор в Богатые римские дома строились из кирпича, а из мрамора на них присутствовал лишь портик. Когда масштабы строительства перешли грани конструкционные возможности камня, появился римский бетон, из которого отливали стены и купола, каким, например, увенчан римский Пантеон. Сегодня мрамор не перестает интересовать архитекторов и дизайнеров как строительный и отделочный материал. Его долговечность доказана тысячелетиями. Поэтому мрамор лучше всего подчеркивает вечность и основательность, а также состоятельность и широту размаха. В современных респектабельных интерьерах натуральный мрамор употребляют для лестниц, балясин, столешниц, колон, а также для строительства и отделки каминов. Свойства мрамораМрамор в природе образовался из известковых пород и доломита, перекристаллизовавшихся в процессе сильного разогрева под высоким давлением и последующего остывания. Видов мрамора довольно много и в строительстве под словом «мрамор» подразумеваются метаморфические породы, поддающиеся полировке. Кроме белого мрамора – это еще и мраморизованный известняк, офикальцит, доломит плотный, а также карбонатные конгломераты и брекчии.
На цвет мрамора влияют, содержащиеся в нем примеси. Меньше всего они присутствуют в белом мраморе. Такой мрамор легче других поддается механической обработке. Наиболее ценным видом является его мелкозернистая разновидность. Мрамор принято делить на белый, серый и цветной.
Серый мрамор менее капризен, поскольку его дымчатая окраска маскирует неоднородность изменения цвета. Это делает его неплохим отделочным материалом как для фасадов, так и для интерьеров. Цветной мрамор может иметь различные оттенки, среди которых набольшую ценность представляют образцы, имеющие голубоватый цвет. Среди прочих разновидностей можно встретить мрамор розового, желтого, зеленого оттенка, а также черный. Поскольку мрамор преимущественно состоит из кальцита, ему противопоказана кислая среда. Кислотные дожди, различные агрессивные моющие средства способны ухудшить его внешний вид и даже разрушить глянцевую поверхность. МалахитЭтот материал имеет не менее знаменитую предысторию. Первые украшения из малахита датируются 8-ым тысячелетием до нашей эры. В древней Греции малахит назывался «кипрской медью». На ближнем востоке и Египте зеленый камень был известен как – шесмет, а в Месопотамии имел название – зинджар. У нас малахит впервые упоминался как «демидовская зелень». Малахитового скоробея находили в гробнице Тутанхамона и во многих других египетских кладах. Мало кто знает, что Химики рассматривают малахит как гидроксилсодержащий карбонат меди. Назвать его вечным материалом нельзя, поскольку малахит достаточно нежен и со временем может раскрошиться, потерять насыщенность окраски и даже сгореть. Коллекции малахитовых изделий чаще других бывают на реставрации. Кроме сырья для получения меди, малахит издавна использовали в качестве пигмента для зеленой краски. Причем красили этой краской не ткани или стены, а веки. Сегодня можно с уверенностью сказать, что обильная декоративная «зелень» на женских портретах древнего исторического периода имеет малахитовое происхождение. Египетские, греческие, римские, иудейские, александрийские парфюмеры истирали в пыль огромное количество малахита, чтобы удовлетворить спрос модниц. Существует мнение, что дело было не столько в моде, сколько в гигиене. Поскольку малахит содержит большое количество ионов меди, известных своими бактерицидными свойствами, краска из зеленой пудры служила защитой для век в эпоху всеобщей антисанитарии. Антибактериальные свойства малахита активно использовали и в медицине. В малахитовых сосудах не портилась вода. На востоке считалось, что тот, кто пьет воду из малахитовых чаш, тому откроется язык зверей и птиц. В эпоху антики и ренессанса малахит не получил даже части популярности мрамора. В средневековье из малахита в основном делали зеленую краску, используемую в живописи и росписи храмов. К слову, серо-зеленый фон знаменитой Мона Лизы кисти Леонардо, написан именно малахитовой краской. Современное название у малахита появилось только к средине XVIII века. В этот период ему уделяется много внимания – малахит входит в моду как одна из главных камнерезных пород. Теперь его не переплавляют на пушки и монеты, а используют для отделки дворцов, изготовления предметов искусств и ювелирных украшений. Россия стала одним из основных экспортеров малахита, который потомки Акинфия Демидова добывали в Сибири. Екатерина II любила заводить выгодные знакомства, отсылая высоким адресатам малахитовые диковинки. Много уральского малахита в то время было переправлено в Европу. Именно оттуда в Россию пришли шедевры работы французских мастеров, вырезанные сибирского самоцвета.
Когда мода на малахитовые интерьеры достигла своего апогея, зеленого камня стало не хватать. И даже возросшая цена не могла повлиять на скорость его добычи и транспортировки. В ответ на это Демидовы предложили использовать малахитовый шпон, получивший в последствии название «русская мозаика». Малахитовыми плитками стали облицовывать мраморные, медные и каменные поверхности. Знаменитый кремлевский малахитовый камин является памятником эпохи «малахитовой лихорадки». Разводы в его отделке по обе стороны расположены с потрясающей симметрией. В сочетании с золотом малахит смотрится настолько органично, что этот прием становится классикой дворцовых интерьеров. Однако после «малахитовой лихорадки» мода на зеленый камень в интерьерах начала сходить на нет. Сегодня малахитовые традиции начинают возрождаться. Уральские запасы, к сожалению, практически исчерпаны. Зато Заирский, Чилийский, Южноафриканский и Австралийский камень уже предлагается на рынке. Дизайнеры то и дело применяют его в оформлении респектабельных интерьеров, используя в самых неожиданных сочетаниях. 16.03.2010 Автор текста: М. Тамилин
|
|