×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Лакокрасочные материалы, клеи, герметики

Интерьерные краски: получение уникальных оттенков

Интерьерные дизайнеры все чаще прибегают к использованию сложных цветовых оттенков и их необычных сочетаний. За последние годы они существенно продвинулись в плане психологии колористики. Цвета могут поднимать настроение, помогать концентрации, настраивать на работу или способствовать расслаблению, раздражать, угнетать и т.п. Замечено также, что цвета действуют неодинаково на разных людей. Однако мы не станем углубляться в дебри психоанализа, а только поверхностно коснемся этой темы. В основном речь в этой статье пойдет о том, что такое цвет, и как самостоятельно получить желаемый оттенок, который можно будет использовать для оформления интерьера или фасада.

Колористика является довольно обширной темой, захватывающей даже точные науки. К сожалению, невозможно свести учение о колорите к краткой рекомендации по смешиванию красок. Казалось бы, что тут сложного – смешали две краски, получили третью, и все дела! Грубо говоря, так оно и есть, однако только в том случае, если две смешиваемые краски будут не случайными, а находящимися друг с другом в гармонии.

Цвет – это, прежде всего, свойство света. Без освещения цвет не может проявить себя, а ночью, как известно, все кошки серы. Свет, как и звук, имеют волновую природу. Оба эти явления подчиняются физическим законам и могут быть определены математически. Гармония звука и гармония цвета – понятия очень похожие. Как ноты могут находиться в гармонии или диссонансе, так и цвета могут удачно или неудачно сочетаться между собой. К примеру, если смешать синий с желтым, то получим сочный зеленый цвет, а если кранный с зеленым, то получим темно-бурый. Очевидно, что во втором случае речь идет о смешении не гармонирующих между собой цветов.

Принципы смешения некоторых цветовНа спектральной ленте видно, как красный цвет плавно перетекает в фиолетовый, проходя все основные цвета радуги. Ньютон в 1700 году первым сумел разложить один-единственный световой луч солнечного света на спектральные цвета. Однако краски научились смешивать еще задолго до этого методом эксперимента. Леонардо да Винчи прекрасно знал, что черный можно получить не только из сажи, но и смешав синий, красный и желтый цвет. Причем полученный черный будет лучше (глубже, если так можно выразиться), чем чисто черный. Художники такой черный называют «цветным».

Цвет сам по себе начинает существовать только при условии, что имеется свет и приемник, который детектирует отраженный свет с определенной длинной волны. Из всех цветов спектра самая длинная волна у красного, а самая короткая у фиолетового. Улавливающим цвет прибором является глаз, который у здорового человека способен различать огромное количество оттенков.

И вот тут, мы подходим к самому интересному. Дело в том, что свет с определенной длинной волны превращается в воспринимаемый нами цвет не в самом глазу, а в мозгу. Процесс этот весьма сложный для понимания, но, тем не менее, именно мозг рисует наш мир; переворачивает, совмещает и раскрашивает картинку, получаемую от глаз. В свою очередь, цвет, определяемый мозгом, воспринимается психикой, которая трактует его после сопоставления с огромным количеством импринтов – так называемых слепков наследственного и приобретенного характера. Если это сложно для вашего понимания, то хочу подчеркнуть, что данная информация максимально упрощена, – на самом деле все гораздо сложнее. Однако никто не говорил, что будет легко. Если бы тема цвета была проста, дизайнером или художником мог бы стать каждый…

Подбор оттенков смешением (колеровка)

Получить желаемый оттенок легче всего, используя специальные колеровочные пасты, представляющие собой концентрированный пигмент. Поскольку пигменты могут иметь различное происхождение, лучше чтобы они предназначались специально к тому или иному виду краски. Колеровать можно как воднодисперсионные краски, так и масляные, акриловые, пентафталевые и нитроэмали, – главное чтобы пигмент подходил химическому составу вяжущей основы.

Базовым цветом для колеровки является белый. Для получения того или иного оттенка можно добавлять в белую краску несколько цветных паст, однако общее их содержание в конечном продукте не должно превышать 10%. Как правило, для интерьеров методом колеровки пытаются получить светлые или средние по тону оттенки. Скажем, для того, чтобы получить темно-синюю краску из белой понадобится очень много пигмента, поэтому легче приготовить нужный оттенок из базовой синей краски.

 

 

Получение сложных оттенков краски

Сложные оттенки готовятся методом поочередного внесения различных по цвету колеровочных паст в базовую краску. Как правило, сложный оттенок стараются приготовить из так называемого основного цвета. Например, нежно-голубой или ментоловый, делают из белого, внося туда пасту соответственно синего и зеленого цвета, до получения нужного оттенка. Если нужны цвета средних по яркости тонов, то колер лучше вносить в краску, цвет которой немного светлее по тону. Осветлить краску всегда можно белой эмалью, а вот затемнять черной рекомендуется не всегда, поскольку в этом случае цвет потускнеет. Однако затемнение черным может быть выгодным при получении сложных приглушенных оттенков, которые сегодня часто используются при оформлении современных интерьеров. Именно черный в малых количествах придает им ненавязчивый шарм.

Черный также добавляется в белый для получения серого цвета, но это будет так называемый «не цветной» серый цвет. Чтобы сделать его более интересным, нужно добавить немного какого-нибудь яркого базового цвета, например, красного. Если добавить к простому серому цвету много красного, то цвет получится грязным, однако его очень выгодно использовать дозировано в интерьерах. То же касается и всех других сочетаний серого с яркими цветами, а также их смесями.

Субтрактивное смешение цветовОчень важно при смешении красок учитывать цветовой фон и окружающую цветовую обстановку, а также цветовую температуру источников искусственного освещения. Дело в том, что свет, отражаясь от предметов с определенной цветовой характеристикой поверхности, падает также и на ближайшие предметы, изменяя тем самым, отражаемый ими оттенок. Проще говоря, цвет одного и того же предмета в разном цветовом окружении будет отличаться. Для сложных цветов окружающий цвет имеет большее значение, чем для простых. Сложные цвета, как правило, не очень яркие, и поэтому на ярком фоне они будут казаться не только темнее, но и тусклыми. Зато на фоне нейтральных бесцветных тонов глубина сложных цветов раскрывается лучше всего.

Проще всего получить необходимый оттенок можно путем аппаратного смешения краски. Колеровочные машины, подключенные к ПК, умеют с высокой точностью воспроизводить даже самые сложные оттенки. Однако воспользоваться их услугами не всегда есть возможность, и тогда прибегают к самостоятельной колеровке.

Профессиональные дизайнеры для точного воспроизведения цвета из таблицы RAL или иной системы пользуются как программным обеспечением типа PaliColor, Marabu-ColorManager 2 (MCM2), так и наглядными веерами типа Pantone (Formula Guide и др.). Выбранный цвет имеет формулу смешения, в которой указывается количество базовых красок (2-4 цвета) в процентах. Для получения уникальных оттенков проводятся эксперименты с добавлением того или цвета. Делают это в пластиковой или другой посуде, добавляя краску шприцем, при этом, отмечая на бумаге количество вносимой краски и номер ее цвета.

Очень важно при ручном смешении красок готовить такое количество материала, чтобы его хватило для малярных работ или иных целей. Повторно воспроизвести уже полученный оттенок, даже если записано соотношение базовых красок, будет очень тяжело. Если краски не хватит, то новая партия, скорее всего, будет немного отличаться оттенком. Это объясняется отчасти тем, что базовые краски нельзя перемешать одинаково. Любая краска состоит из нерастворимого пигмента и связующего. Пигмент, как правило, тяжелее связующего и всегда стремиться осесть на дно. Перед любой работой краску нужно хорошо перемешивать, однако количество пигмент все равно будет распределяться более или менее неоднородно. Этим же объясняется и требование, чтобы плоскости окрашивались в один заход, при этом краску нужно перемешивать как можно чаще. Если же сегодня покрасить половину стены, а завтра другую, то наверняка будет заметен переход.Цвета интерьерных плоскостей

Всему свой цвет

В заключение поговорим о воздействии цвета на психику. Как известно, зеленый цвет действует успокаивающе, оттенки желтого поднимают настроение, обилие красного раздражает, а фиолетовый и вовсе может ввернуть человека в депрессию. Самым нейтральным является голубой цвет – он относится к холодным, но в то же время на психику не оказывает ярко-выраженного воздействия. Самыми дружественными к человеку цветами являются те, которые преобладают в природе – зеленый, голубой, серый, бежевый, коричневый, терракотовый.

Стены традиционно красят светлыми неяркими оттенками синего, зеленого или желтого. Производные оттенки от оранжевого для стен не подходят, поскольку сам оранжевый цвет визуально приближает, а значит, помещение будет выглядеть визуально меньше.

Пол лучше красить темной краской, поскольку считается, что светлые полы дезориентируют человека на подсознательном уровне. Темный же пол более естественен и дает ощущение устойчивости и комфорта.

Потолок традиционно окрашивают белым, однако иногда выгодно придать ему цвет, например, когда нужно помещение с низкими потолками сделать визуально выше. В этом случае стены окрашиваются теплыми тонами, а потолок каким-нибудь светлым, но холодным тоном. Бывает и так, что высокий потолок в маленькой комнате нужно делать темнее, чем стены, чтобы визуально выровнять пропорции помещения.

10.11.2011
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.