×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Ландшафтный дизайн и благоустройство территорий

Устройство подъездных дорог - мощение дорожек тротуарной плиткой

При устройстве пешеходных дорожек и подъездных путей для автомобиля на приусадебном участке их удобство и практичность не менее важны, чем другие элементы дворового ландшафта, будь то малые архитектурные формы, зеленые насаждения или функциональные зоны. Нынешний рынок предлагает широкий ассортимент материалов для мощения, какие же из них наиболее подходят для подъездных дорог?

  Если гараж расположен внутри участка вдали от ворот, то вопрос устройства подъездных путей становится особо остро. Неграмотно проложенная дорога под давлением колес автомобиля уже через полгода превратится в усеянную ухабами и изобилующую лужами после дождя околицу. Кроме того, не стоит забывать о том, что дорога от ворот к гаражу является частью общего ландшафта и должна выглядеть максимально презентабельно. Не стоит делать этот путь узким: обязательно должно быть место для того, чтобы можно было выйти из автомобиля и не ступать при этом на газон.

Нередко требуется подъезд с местом для разворота. В этом случае также необходимо уделять внимание не только прочности и долговечности покрытия, но и его эстетическому оформлению, поскольку парадной зоне отводится самая презентабельная роль в ландшафтном дизайне. Развитие дорожной и тропиночной сети начинается с зонирования участка и создания ландшафтного проекта. При выборе конфигурации дорожек, нередко обращаются к особенностям фасада дома или планировке приусадебного пространства. Декоративности дорожкам можно придать нестандартным рисунком мощения, бордюрами и зелеными насаждениями внутри.

Дорожно-тропиночную сеть обычно планируют одновременно с разработкой проекта озеленения. У ландшафтного архитектора в данном случае имеется удобная возможность выгодно расположить газоны, клумбы и отдельные зеленые насаждения. Также он может предложить свои идеи по поводу рисунка мощения и оформления дорожек.

Перед началом работ в обязательном порядке необходимо произвести геодезическое исследование местности, а также создать вертикальный проект. Это особенно важно при сложном рельефе участка или его расположении у подножья холмов и возвышенностей.

Некоторые заказчики не желают тратиться на «лишние» издержки, в надежде сэкономить средства там, где этого делать не стоит. В итоге, очень часто приходится переделывать всю работу после проседания грунта или подмытия ограждения. Виной этому – неграмотное проведение дренажных работ и несоблюдение правил устройства водоотвода. 

Располагая информацией о характере и глубине залегания грунтовых вод, специалисты могут посоветовать наиболее подходящую дренажную систему, а также и спроектировать ее.

Мероприятия по отводу воды необходимы и для того, чтобы на дорожках не образовывались лужи, превращающиеся при заморозках в ледяные катки. Дренаж в отдельных случаях устраивают таким образом, чтобы влага просачивалась сквозь зазоры между плитами в почву. Однако чаще предусматривают небольшой уклон в поперечном сечении дорожки, обеспечивающий сток дождевой и талой воды с ее плоскости. На просторных площадках уклоны делают в разные стороны, чтобы рассредоточить поток воды.


 

 


 

Для того чтобы вода не размывала основание дороги, ее прокладывают на несколько сантиметров выше уровня прилегающей территории. Специальные водоотводы можно и не устраивать, если зеленая зона способна принять всю стекающую воду.

Подготовка к мощению

Начинают мощение приусадебной территории с самых дальних дорожек, постепенно приходя к центру. Подъездной путь и въездная зона выкладываются в последнюю очередь. Традиционные законы дорожного строительства непосредственно касаются и устройства вымощенных дорожек: они требуют учета естественной усадки почвы. Сегодня быстрые темпы коттеджного строительства диктуют свои условия, и чтобы сэкономить время застройщики применяют бетонирование подъездных путей, хотя ГОСТ этого не требует.

Строительство дороги начинается с разметки, после чего на глубину лопаты извлекается грунт. Площадка выравнивается, трамбуется и затем на ней делается подушка в виде щебневого, гравийно-песчаного или бетонного основания. Тип и размер подушки напрямую зависит от глубины залегания грунтовых вод и от почвы (песчаная, глинистая, устоявшаяся или насыпная). Определенную роль в конфигурации подушки играет и вид плиточного материала, а также его размер.

Для подъездной дороги подушка обычно имеет толщину 15-20 см. Большую толщину оправдано использовать только на подвижных грунтах. Слои щебня и песка, попутно исполняющие роль дренажа, заливают бетоном. Если предполагаются большие нагрузки (грузовик или микроавтобус с грузом) нередко используют армирование. Для легковых автомобилей достаточно металлической сетки, которая будет препятствовать раскалыванию хрупкого бетона.

Весьма практично под дорогой, ведущей от ворот к дому, размещать кабели обогрева, избавляющие покрытие от обледенения.

Преимущества тротуарной плитки

Не так давно традиционным способом устройства подъездных дорог была уклада асфальта или гравия. Сегодня эти старые технологии вытеснила тротуарная плитка, имеющая ряд преимуществ перед своими старшими конкурентами. Этот материал обеспечивает ровное нескользящее покрытие. Производители плитки для тротуаров гарантируют 25-ти летний срок ее эксплуатации. Она не размягчается, как асфальт при нагревании, и не выделяет токсичных испарений. Зазоры между элементами плиточного покрытия пропускают воду, что иногда позволяет не применять системы водоотвтда. Одно из главных преимуществ плитки в том, что она достаточно просто укладывается и свободно демонтируется при необходимости. Поврежденный участок плиточного покрытия легко реставрируется целыми плитками. Никакое другое капитальное покрытие не может быть так просто демонтировано (иногда без ущерба для материала) при необходимости проложить или заменить коммуникации, располагающиеся под дорожкой. Широкий выбор форм ФЭМов (фигурные элементы мощения) позволят решать ряд дизайнерских задач.

Требования ГОСТа, касающиеся подъездных путей, устанавливают минимальную толщину для плитки – 8 см. Если укладка производится на предварительное бетонирование, то толщина плитки может быть – 4 см.

Тротуарную плитку производят методом прессования или литья. Относительно этого существует миф, будто бы прессованная плитка лучше литой по качеству. Такое ошибочное мнение возникло из-за попадания на рынок некачественной плитки кустарного производства. Чтобы не попасть в просак при выборе плитки необходимо обращать внимание только на сертифицированную продукцию серьезных производителей, предоставляющих гарантию на свои изделия. Производство литой плитки не обходится слишком дешево, поскольку она требует дополнительной пропитки антисолевыми составами. Плитка, полученная методом прессования, имеет, исключительно гладкую поверхность, лишенную фактуры, хотя и является несколько прочнее литой. Обе технологии используют красители, цветовая гамма которых позволяет выкладывать из плитки мозаики.

Укладка тротуарной плитки

Существует два основных способа мощения ФЭМов, первый из которых – жесткое мощение с использованием фиксирующего раствора. Данный метод применяют для укладки толстой плитки, размерами, соизмеримыми с обыкновенным кирпичом. Грунт перед укладкой утрамбовывают и застилают геотекстилем либо полиэтиленовой пленкой, для того, чтобы не прорастала трава. Сверху насыпают 2-3 см слой песка. Плитку кладут по типу кирпичной кладки, нанося раствор на грани либо на место установки. Швы заполняются кладочным раствором, состоящим из 1 части цемента и 5 частей песка (можно с добавлением извести). 

  Во втором случае – при сухом способе мощения плитку укладывают на затворенную цементно-песчаную смесь (необходимо бетонное основание), после чего этой же смесью засыпают швы между ФЭМами, и поливают вымощенный участок водой. В результате смесь схватывается и застывает.

Цементно-песчаную смесь (гарцовку) необходимо использовать в течение нескольких часов, иначе она потеряет свои связующие свойства.

Для того чтобы сделать дорожное покрытие более надежным, можно полосы, по которым будут проходить колеса автомобиля, выложить более прочной плиткой. Данный вариант приемлем, как для экономии средств, частично избегая затрат на полный комплект дорогостоящей плитки, так и при усилении бюджетных вариантов дорожек.

Самый главный враг подъездных путей – перегрузки. Следует четко выдерживать соответствие расчетных нагрузок режиму эксплуатации. При уборке снега необходимо использовать только деревянные или пластиковые инструменты, и не в коем случае не ломы и металлические лопаты. Ими можно легко повредить гладкую поверхность плитки и испортить ее внешний вид. Соль в качестве борьбы с обледенением лучше не применять вообще. Если дорожки стали скользкими, необходимо использовать песок.

22.07.2009
Автор текста: Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.