×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Витражи: технологии получения витражей Тиффани, Фьюзинг, Кастинг...

Витражное искусство пережило многие периоды популярности и забвения. Однако сегодня, как раз то время, когда витражная синусоида находится на своем пике. Витражи проходят сквозь эпохи, они неподвластны моде и живут своей особенной жизнью, придавая архитектуре неповторимый шарм.

На французском языке слово «vitre», от которого и происходит слово «витраж», означает – оконное стекло. Сегодня применение витража в архитектуре достаточно широко. С помощью витражного окна можно не только привнести оригинальность в интерьер, но и скрыть техногенный или непрезентабельный пейзаж, способный свести на нет все усилия дизайнеров.

Внося в интерьер такой элемент, как витражная перегородка, можно разделять пространство весьма оригинальным способом. При этом сам витраж способен задавать тон всему интерьеру. Рисунок из стекла располагает множеством возможностей визуально менять геометрию пространства.

Витраж неотделим от света, причем он полностью проявляет себя только при естественном освещении, либо при свете огня. Электрический свет слишком статичен и сильно упрощает витражный эффект. Мозаикой из цветного стекла можно не только заполнять проемы, но и выкладывать мебельные фасады, создавать каминные экраны, плафоны, потолочные элементы и т.п.

Витражные технологии

Первым материалом для протяжки (профилированное соединение для стекол витража) был свинец. Позже появились протяжки из меди, мельхиора, бронзы и латуни. Наиболее распространены витражи из цветного стекла толщиной 4 мм, но наряду с ними существуют и более массивные, до 10 мм (металлическая протяжка позволяет надежно фиксировать даже толстые стекла). В зависимости от идеи дизайнера подбирается тот или иной материал для протяжки.

Существует несколько техник исполнения витражей. Одна из самых сложных технологий состоит в мозаичном наборе с инкрустацией литыми стекольными розетками. Фацетные витражиПри изготовлении такого панно, мастер не только тщательно подбирает стекла по цвету, но и учитывает светотеневые особенности места, где будет установлен витраж. Для живописных витражей применяют орнаментальную и сюжетную технику. Стекла таких витражей расписывают керамическими красками с последующим обжигом отдельных деталей, в результате чего стекла сохраняют прозрачность. Живописный витраж и живопись по стеклу совершенно разные понятия, т.к. в последнем случае картина не прозрачна.

Гризайль – т.н. одноцветная декоративная живопись придает витражу рельефность. На самом деле для такого эффекта используют две краски: серую и черную, либо белую и коричневую.

Фацетный вид витражей изготавливают из толстых стекол имеющих огранку в виде снятых широких фасок – фацет. В фацетных витражах усиливается эффект преломления света, за счет чего они выглядят особенно привлекательно. Поскольку фацетные витражи собирают из толстых стекол, они имеют немалый вес, и их объединяют с помощью более жесткой медной или латунной оправы. Фацетная техника требует от мастера больших усилий, тонкого глазомера и терпения, т.к. снять криволинейную фаску вручную – дело не из простых. Область применения таких витражей не ограничивается простенками и окнами, благодаря своей жесткой оправе они спокойно выдерживают нагрузку открывания-закрывания и могут использоваться в дверях, а также каминных экранах и мебельных фасадах. Оптический эффект усиливают кабошоны – каплевидные стеклянные вставки.

Мастера-витражисты часто используют смешанные техники исполнения, добиваясь оригинальных сочетаний разных эффектов.

 

 

 

Эволюция витражей

При всех эстетических преимуществах классический витраж имеет ряд недостатков. Все дело в металлической протяжке, которая не позволяет получать идеальные окружности и большую длину отрезков, а также имеет строгие ограничения по количеству мелких элементов. Кроме того, конструкция классического витража не имеет достаточной жесткости и ослабевает при использовании в дверях и других движущихся элементах.

В конце XIX века художники из Америки Дж. Ла Фарж и Луис Тиффани изобрели новую технологию витража, а также особый вид витражного стекла – фавриль. Их идея заключалась в обертке периметра каждого кусочка стекла клейкой медной фольгой и последующей спайкой стекол между собой. Такая технология позволяет изготавливать объемные витражи с выпуклыми или вогнутыми элементами, т.к. обернутое стекло можно спаивать под разным углом. Эта технология по сей день носит имя своего создателя – Тиффани.

Витражи ТиффаниВитражи Тиффани

Витражи, выполненные в технике Тиффани, стали классикой витражного искусства и сегодня являются, пожалуй, самыми дорогими. Цена таких витражей зависит от количества мелких деталей на кв.м. Больше всего ценятся витражные композиции, изготовленные американскими мастерами.

Иногда витражи создают методом травления, используя трафареты и плавиковую кислоту, которая, взаимодействуя с диоксидом кремния (основным компонентом стекла) создает «морозные узоры» на стеклянной поверхности.

В витражном искусстве стали применять пескоструйный рисунок, получаемый в результате работы абразива, поданного под высоким давлением в воздушной струе. В пескоструйной технике применяют гравировку, шлифование, отдельные участки могут быт залиты стеклоэмалью. Такие витражи, подсвеченные с торца, создают интересный декоративный эффект: изображение, как бы светится изнутри.

Витражи, также, могут создаваться методом фьюзинга. На цельном листе стекла выкладывается цветной рисунок, а затем все это помещается на обжиг в печь и нагревается до температуры 850 град. Все части витража спекаются между собой в единый пласт. Витражи, изготовленные в технике фьюзинга, имеют очень красивую фактуру и, как правило, богатый рисунок с высокой детализацией. Данная техника позволяет с высокой точностью воссоздавать полотна знаменитых художников и использовать различную стилистику. Применение фьюзинга очень широко, его элементами украшают зеркала, стеклянные столешницы, а с появлением технологии моллирования, применяют оформлении раковин, плафонов и др. предметов.

Весьма интересна с декоративной стороны технология «кастинг» (муранское стекло). При создании витражей методом кастинга расплавленное цветное стекло заливают в металлические формы, а затем рисунок покрывается прозрачным стеклянным листом.

Псевдовитражи

Псевдовитражи

Немудрено, что при высокой сложности витражной техники, не могли не появиться упрощенные технологии, имитирующие витраж, и, в тоже время, удешевляющие его производство. Повышенный спрос на витражи в конце 70-х породил целую индустрию витражей «на скорую руку». Одна из таких технологий носит название SGO и происходит из Америки. В качестве цветной составляющей в SGO используют лавсановые пленки, которые наклеивают на стекло в соответствии с узором. Часто такие витражи имитируют технику Тиффани. В накладных витражах иногда используют рифленое структурное стекло, с помощью которого создают композиции со световыми и цветовыми эффектами. Главное преимущество таких витражей в их относительно невысокой цене, однако они, все же, уступают оригиналам в декоративности.

Псевдовитражи

Искусственно состаренные витражные имитации из безопасного акрилового стекла, имеющего малый вес, с успехом используют в оформлении потолков.

Для подражания витражной техники используют пленочные наклейки и лаковые наполнители, которыми заливают заранее созданный на стекле полимерный конур. Их главный недостаток – недолговечность: они быстро выгорают и расслаиваются.

Этапы получения витража

На начальном этапе происходит встреча заказчика и мастера, где обговариваются детали, касающиеся стилистики, сюжетной линии, возможно выбор рисунка. Решаются вопросы функции витража и его роли в интерьере, а также определяются технические нагрузки на витражную композицию, если таковые имеются.

Далее художником выполняется эскиз в масштабе 1:10, являющийся, по сути, еще и техническим чертежом, с учетом методики его изготовления и функциональных требований.

На следующем этапе выбирается вид стекла и выполняется эскиз в натуральную величину, после чего с него снимается калька и по ее шаблонам вырезаются стеклянные детали.

Сборка витража осуществляется под надзором художника, который принимает непосредственное участие в подборе цветовых оттенков.

Когда витраж готов его устанавливают на место. Заказчик принимает работу. Качество витража во многом зависит от того, насколько точно порезано стекло. Тщательная подгонка всех деталей и мастерство изготовителей, в конечном счете, определяют качество сборки и стоимость таких работ.

05.06.2009
Автор текста: Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.