×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Столовый текстиль

Ничто не способно так подчеркнуть стиль обеденной зоны, как красивое и со вкусом подобранное столовое белье. Неважно, устраиваете ли вы званый ужин, чаепитие или банкет, оно способно создать неповторимую атмосферу уюта и особое настроение. Одежда для стола так же важна как наша с вами. И существует на эту «одежду» своя мода, тренды и этикет. Цветовые сочетания и контрасты к тому же могут быть выгодно использованы как средства, повышающие аппетит, однако главная роль столового белья все же отводится подчеркиванию стиля интерьера.

Если обратиться к истокам обычая накрывать стол, то одно из наидревнейших упоминаний об этом принадлежит эпохе правления римского императора Доминициана. В те времена скатерти в богатых домах были сделаны из «высокотехнологичного» в то время сырья – асбестовых волокон. Во время трапезы асбестовую скатерть можно было залить вином, испачкать как угодно в мясном соке – от всего этого не останется и следа, после своеобразной химчистки: скатерть попросту бросали в огонь. Как известно асбест не горит в отличие от органики, которой была испачкана скатерть. После очищения огнем асбестовая скатерть была как новая – быстро и практично.

Сегодня из асбеста не только скатерти не ткут, но и стараются найти ему замену даже в высокотемпературных системах, поскольку он оказался чрезвычайно вреден для организма. Первые салфетки, не в пример скатертям, были весьма экологичны. После обеда приличные люди вытирали губы и руки фиговыми листками. Однако прежде, чем стать повсеместным атрибутом салфетки прошли довольно тернистый путь.

Изначально тканые столовые салфетки, также как и скатерти, появились в Древнем Риме. Особую популярность они приобрели у патрициев. Салфетки были украшены вышитыми вензелями, но по непонятной причине были довольно быстро забыты, и появились вновь уже в средневековой Европе. Распространение они получили в те времена не везде, а только там, где мужчины носили бороды и усы. Тогда даже существовали профессиональные утиральники, которые обслуживали клиентов после сытной трапезы.

Позже к скатертям и салфеткам стали присоединяться другие текстильные аксессуары, делающие стол более нарядным. И это не удивительно, ведь при дворе застолье было одним из главных занятий вельмож. Так, подготовка стола к трапезе перенеслась в разряд искусства и стала называться сервировкой. Лучшим сервировщиком был тот, чей вкус и чувство стиля было безупречным. Нередко карту стола составляли художники. Но нам не стоит переживать по этому поводу – сегодня искусством сервировки может овладеть каждый, кто способен ощутить гармонию, однако начинать познавать это искусство все же необходимо с классики.

Натуральная классика столового текстиля

льнаные предметы столового текстиляНа выбор столового белья влияют несколько его характеристик таких, как фактура ткани, ее цвет, рисунок, элементы декора. Для скатертей и наскатерников (наперонов) также важны размер, форма и припуск. Их необходимо выбирать исходя из формы стола. Соответственно для круглых, квадратных и прямоугольных столов скатерти и напероны будут отличаться. Относительно высоты (свисающей части) существуют устоявшиеся правила и стандарты сервировки, требующие чтобы край скатерти не доставал до пола примерно 30 см. При этом данные требования не касается скатертей для круглых столов.

Однако на то они и правила, чтобы их нарушать, но делать это нужно со вкусом. Если ножки у стола имеют оригинальный дизайн и сами по себе представляют декоративную ценность, то их можно оставить открытыми. И все же сегодня большинство людей предпочитают для создания торжественной обстановки стелить скатерть «в пол», т.е. драпировать ее так, чтобы она на половину локтя спускалась на пол.

Драпировка скатертей – это тема отдельного разговора. Профессионально оформленный стол в технике драпировки похож на пышное платье невесты, однако складки размещены таким образом, чтобы не мешали сидеть за столом и принимать пищу. Для придания объема и пышности такие столы накрываются несколькими разными скатертями, каждая из которых играет свою собственную роль. Напероны по правилам должны быть, примерно, на 10-15 см выше края скатерти.

Очевидно, что припуск скатертей и наперонов на том или ином столе будет зависеть от его размеров и формы. Не стоит забывать о том, что натуральные материалы имеют особенность подсаживаться после стирки. Если запланировать небольшой припуск, то это позволит сэкономить на площади обоих предметов, но такой стол не будет смотреться богато и иметь нарядный вид.

Натуральные ткани, используемые для изготовления классических скатертей, – это, прежде всего, лен, хлопок и сатин. Данные ткани очень приятны на ощупь, и выглядят довольно эффектно в накрахмаленном виде. Так они долго сохраняют форму и придают, тем самым, аккуратный вид столу.

Особенно подходит для скатертей египетский хлопок, стороны которого имеют различный оттенок. Скатерти из жаккардового материала с оригинальной фактурой также находят немало поклонников. Гладкое льняное полотно смотрится очень естественно, но мнется быстрее других, а хлопковая ткань склонна к усадке. Производители тканей давно заметили, что при смеси разных натуральных волокон получаются более практичные ткани. Так, например, из смеси льна, хлопка и небольшого количества полиэстера получается довольно практичная ткань для скатертей и салфеток.

Сегодня высокие технологии позволили наносить на тканые материалы тефлоновое покрытие, которое обеспечивает им грязеотталкивающий эффект. Для скатертей и салфеток, используемых ежедневно, – это особенно актуально. Столовое белье с тефлоновым покрытием выпускают французские компании TRADI LINGE и LINVOSGES.

Цветовые решения и контрасты

Когда речь заходит о выборе цвета столового текстиля, то возникают такие же вопросы, как и в спорах о живописи. Если вцветная скатерть этом деле и есть какие-то правила, то только общего характера. Например, в подавляющем большинстве случаев столовое белье должно быть выдержанно в тех же тонах, что и цветовая доминанта обеденной зоны. Если же интерьер содержит изобилие орнаментов (например, цветные обои на стенах), то лучше чтобы белье было однотонным.

Многие считают, что белоснежная скатерть является беспроигрышным вариантом, и это действительно так, тем более что однотонность не подразумевает однофактурность. Белый столовый текстиль может быть украшен таким же белым орнаментом, как у дамастовой ткани с выпуклым блестящим узором. Менее официальны, но не менее удачны скатерти и салфетки различных оттенков белого таких, как кремовый, слоновая кость, бежевый или «шампань».

Цветные однотонные скатерти поддержат дух консерватизма, если их тона будут пастельными, как у D. PORTHAULT (бледно-розовый, бледно-голубой, бледно-зеленый) или насыщенными, как те, что предлагает ALEXANDRE TURPAULT (бордовый, густой зеленый, темно-вишневый).

При включении в убранство столовой цветного текстиля необходимо руководствоваться правилами слияния или контраста:

  •   правило слияния подразумевает использование одной гамы для скатертей, штор, ковров и мебельной обивки. То же касается и подобия их орнаментов. В этом случае рекомендуют выбирать насыщенные цвета с четко обозначенным рисунком; 
  •   согласно правилу контраста, стол максимально выделяют цветом, чтобы подчеркнуть его обособленность. Стол как бы живет отдельной жизнью от остального интерьера. 

контрастная скатертьРисунок следует выбирать согласно теме интерьера столовой или обеденной зоны. Для минимализма и, как ни странно, восточного стиля идеально подходит столовый текстиль со строгим геометрическим рисунком (зигзаги и ломанные линии от MISSONI или ровные полоски от MOLTENI. Столовые в стиле кантри гармонируют с орнаментов в клетку или рисунками в пастельных тонах, как у CURT BAUER. В классической обстановке удачно смотрятся природные мотивы.

Правила слияния и контрастов передаются от скатертей салфеткам и посуде. Если скатерти и салфетки выдержаны в одном тоне, то последние должны быть тоньше. Если же они контрастируют между собой, то могут быть и одной толщины. В палитре пестрой посуды обязательно должен присутствовать цвет текстиля. Некоторые производители фарфоровой посуды облегчают выбор текстиля, включая его в комплект (VILERIY & BOCH, WEDGWOOD).

Столовые одежды

Содержать в чистоте столовое белье, равно как и саму столешницу, непросто. Чтобы поправить положение на столеконтрастное оформление стола используют т.н. текстильную конструкцию, состоящую, как правило, из трех слоев.

Первым на стол кладется водонепроницаемый подскатерник, который еще называется мольтон или мулетон. Его верхняя часть имеет ворсистое покрытие. Такой подскатерник одновременно предохраняет столешницу от высоких температур горячих блюд и от содержимого, случайно опрокинутого бокала. Кроме того, подскатерник делает перемещение посуды практически бесшумным. Для того чтобы он не соскальзывал со стола, подскатерник привязывается к ножкам ленточками.

Вторым слоем конструкции является скатерть, которая обязательно переходит в пол. Поверх нее стелется наперон, который, одновременно защищает скатерть от истирания и служит украшением. Материал наперона должен сочетаться по фактуре с материалом скатерти, но быть контрастного с ним цвета.

Сервируя квадратные и прямоугольные столы, наперон стелют по периметру. Круглые столы могут быть накрыты также и углом. Сочетание квадратной скатерти и круглого наперона на столах с круглой и овальной столешницей не противоречит правилам, хотя и не является классическим.

Последний и завершающий штрих при текстильном оформлении стола «наносится» салфетками, цвет которых должен совпадать с цветом скатерти.

21.07.2010
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.