×

 

Рекомендуем
  • Актуальная информация настольные светильники у нас на сайте.


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Лампа на столе – эволюция дизайна настольных ламп

Если сравнивать между собой по значимости атрибутику кабинета или рабочего места в объединенном жилом пространстве, то настольная лампа окажется в первых рядах. Несомненно, подбирая мебель и аксессуары, мы стараемся, чтобы все они находились в одной, так сказать, тональности. Однако стильный интерьер, в первую очередь, создается из стильных вещей, включая мелочи. Об этом хорошо знают дизайнеры светильников, поэтому индустрия интерьерного света сегодня вознесена на уровень искусства.

Итак, как вы, наверное, догадались, речь пойдет о настольных лампах. Все манускрипты древности были написаны при дневном свете, а ночью, под свет лучин, масляных лампад или свеч. Что изменилось с того времени? На самом деле немного – свет стал электрическим, а сами светильники так и остались стоять на столе, освещая его рабочую зону. Все остальное – дизайнерские находки, и надо заметить, хороший светильник красив сам по себе, причем даже в выключенном состоянии. Современные светильники именитых брендов – это настоящие арт-объекты, однако вместе с тем все они обеспечивают качественное и экономное освещение стола.

Мы не зря упомянули о прообразах современных светильников. Эволюция настольной лампы весьма интересна, и дизайнеры не редко обращаются к неким «ремейкам» моделей светильников ушедших эпох. К современному прообразу настольной лампы наиболее близка т.н. «бульотка», появившаяся в самом начале XIX века. Этот светильник представлял собой стержень на подставке, вверху которого находились несколько подсвечников. На стержень надевался металлический абажур, который можно было перемещать по вертикали. Такие светильники устанавливались в центр игрового карточного стола (бульот), а абажур при этом устанавливался на такую высоту, чтобы лица игроков находились в тени. К слову, если вы любите собираться компанией и играть в карты, то бульотка поможет глубже окунуться в атмосферу азарта, а сам стол будет выглядеть оригинально и стильно.

бульоткаИгрокам настолько понравилась идея бульотки, что они стали устанавливать ее на своих рабочих столах, будучи чиновниками или аристократами. Материалы при этом стали дороже, а отделка искуснее. Так светильники начали постепенно превращаться из сугубо утилитарных вещей в арт-объекты. Через какое-то время бульотка видоизменилась до классической настольной лампы с зеленым стеклянным абажуром. Такие лампы настолько пришлись по вкусу лидерам партийной советской элиты, что постепенно проникли во все чиновничьи кабинеты эпохи Ленина-Сталина. Теперь массивные лампы с зеленым абажуром у нашего человека вызывают устойчивую ассоциацию с советским режимом, и на них часто называют «лампочки Ильича». А ведь зеленый цвет абажура на настольных лампах был выбран совершено не случайно: наукой доподлинно доказано, что зленный цвет нормализует глазное давление и способствует концентрации внимания.

В современных версиях больотки восковые свечи заменены лампочками в форме огонька. Такие светильники придают классическим интерьерам респектабельности и говорят о консервативном характере хозяина.

Форма настольной лампы

Первые электрические настольные лампы появились в 20-х годах прошлого столетия. Пионером в этом жанре стал дизайнер Джордж Карвардин, чьими разработками сразу заинтересовалась британская фирма ANGLEPOISE. Лампа Карвардина имела вид конического плафона на длинном гибком стержне на шарнирах. Эта лампа оказалась настолько удобной и эффективной, что стала «классикой жанра» и выпускается, теперь уже не только ANGLEPOISE.

В истории формирования настольных ламп присутствует имя легендарной школы индустриального дизайна Баухауз,баухауз настольная лампа именем которой в последствии был назван один из рационалистских стилей «баухауз». Эта школа была известна в 20-30 годы в Германии. В то время ее дизайнеры уделяли внимание, прежде всего, функциональности и удобству использования настольных ламп, а декоративность и эстетика у них была на последнем плане. В это же время стали формироваться минималистские течения, где слово «меньше» отождествлялось со словом «лучше», и все было подчинено этому закону. Однако баухаузсовские дизайнеры все же находили ту золотую середину, которая оставляла в их работах место оригинальности.

Своего рода иконой стиля баухауз стала лампа, созданная дизайнерами Вильгельмом Вагенфельдом и Карлом Юккером в 1924 году. Дизайн ее деталей более чем нестандартный, однако, сама настольная лампа удивляет простотой форм. Стеклянный цилиндр со стержнем внутри и выключатель в виде цепочки с петлей на конце – вот и вся лампа. Данная модель сегодня пользуется небывалым спросом и производится компанией Milano International Design.

В ответ на баухаузовский аскетизм другие дизайнеры вводили в моду лампы с развитой декоративной составляющей. Одним из них в 1929 году стал француз Жак Аднет, который создал лампу Quadro, достойную называться арт-объектом. Эта лампа сделана в виде двух квадратных рамок, в большую из которых встроены продолговатые источники света. Репродукции лампы Quadro сегодня выставляются во многих музеях современного искусства, в т.ч. и в Нью-Йорке. Эксклюзивными правами на выпуск лампы на сегодняшний день обладает только компания LUMEN CENTER ITALIA (LCI). Современная модель Quadro немного уменьшилась в размерах, обзавелась галогенными лампами и приобрела палладиевое покрытие для большего блеска.

Очевидно, что дизайнеры всех времен оказали немалое влияние на формы современных настольных ламп. Покупая сегодня лампу на стол, необходимо чтобы она хорошо освещала поверхность, не слепя при этом глаза, имела эстетичный вид, и лучше, если это будет модель от одного из известных брендов: FLOS, LUMINA, LUCAPLAN, FFONTANA ARTE, ANGLEPOISE, LCI, ARTEMIDE.

 

 

Дизайн ламп и интерьер

Принадлежность дизайна настольной лампы к тому или иному стилю, совсем не означает, что использовать их можно только в строгом соответствии. В современных кабинетах сегодня априори находится компьютер и оргтехника, поэтому настольные лампы в стиле минимализма совершенно не помешают классическому интерьеру оставаться респектабельным. Предметы индустриального дизайна окружают нас повсюду, поэтому минималистские светильники со своей рациональностью удачно вписываются практически везде.

Настольная лампа не обязательно должна свои дизайном перекликаться с другими светильниками в помещении – она существует сама по себе и является отдельным предметом рабочей обстановки, даже можно сказать – инструментом. Чтобы достичь гармони в оформлении, достаточно чтобы у настольной лампы была хотя бы одна общая черта с потолочными светильниками или бра, например, цветовая температура или хром в отделке.

Материалом для современных настольных светильников служит алюминий, пластик, термостойкое стекло (в элитных моделях муранское стекло, обладающее особыми декоративными эффектами и долго не тускнеющее от света). В деталях светильников часто присутствует хромирование, никелирование и даже позолота. Подставки делаются из благородной древесины, камня, а абажуры из натурального или полимерного текстиля (в элитных моделях, шелк и текстиль ручной выработки).

Дизайн и техника

настольная лампа ARAВсе настольные лампы от известных фирм, как правило, на деле оказываются гораздо сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Причем их сложность никак не сказывается на легкости обращения с ними. Существует масса технических находок для управления светом, начиная от нестандартного включения касанием и заканчивая запоминания электроникой лампы персональных настроек и воспроизведения их, идентифицируя пользователя по отпечатку пальца. К слову, оснащение настольных ламп сенсорными переключателями режимов освещения – идея довольно распространенная.

Включение касанием встречается довольно часто. Но есть и весьма оригинальные способы включения лампы, например, как у знаменитой модели ARA, разработанной известным дизайнером Филиппом Старком. Эта лампа выполнена в виде металлического рога-плафона, на тонкой ножке. Для непосвященных включение этой лампы окажется настоящей головоломкой, однако на самом деле, для того, чтобы зажечь ее необходимо всего-навсего повернуть рог, линзой вниз.

Семейство светильников «GUN», разработанных Старком специально для копании FLOS, имеет эпатажный вид, но не делает загадки из своего включения. Нажимаем на курок пистолета-держателя и лампа горит. Настольные лампы «GAN» узнаваемы, но купить оригинальную модель не так-то просто. Вы не найдете их в обычных салонах даже в столице. Такие вещи привозят из Италии в единичных экземплярах под заказ, и стоят они соответственно недешево, зато являются показателем либеральных нравов хозяина и демонстрируют его благосостояние. Кто бы мог подумать, что настольная лампа может стать визитной карточкой успешного человека, однако – это так.настольная лампа Ра

Немало может рассказать о человеке и настольная лампа «Ra» от компании LUMINA. Две стилизованных змеи с прожекторами вместо глаз способны отвлечь внимание визитеров от дел, и переключиться на изучение этой диковинки. Для интерьеров Hi-Tech отлично подойдут не только лампы на металлических ножках, но и модели с прозрачными корпусами, через которые отлично видны все электронные внутренности.

Ну и, наконец, нельзя забывать об эргономике. Выбирая лампу на стол всегда необходимо отталкиваться от его размеров. Слишком крупная лампа на маленьком столе будет смотреться также нелепо, как и крохотная лампа на большом. Немаловажен и сам дизайн настольного светильника. Иногда их необходимо примерять к столу, как галстуки перед зеркалом – только в этом случае можно увидеть всю выгоду или слабые места этого «дуэта».

21.04.2010
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.