×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Искусственное освещение гостиной

Функции помещений загородного дома – самые разнообразные, причем нередко одна комната имеет несколько назначений. Задачи всех этих помещений призывают совершенно по-разному подходить к их освещению.

Современные концепции светодизайна выделяют как минимум три задачи, которые решает искусственное освещение. Первая задача – ориентирование в окружающем пространстве в темное время суток или при недостатке естественного освещения. Сюда же относят создание рабочего освещения, например, комфортных условий для работы на кухне или за письменным столом. Вторая задача – акцентирующая. При помощи света можно выгодно подчеркнуть особенности архитектуры интерьера. Это помогает формированию последовательности визуального восприятия помещения. Третья задача – декоративная: при помощи света создаются динамические картины и световые узоры на различных интерьерных поверхностях. Примета серьезного светодизайнерского проекта – сочетание всех трех осветительных задач.

Европейская и американская традиция освещения жилого пространства

Европейский стиль освещения

Хотя Новый свет населяют в прошлом выходцы из Старого света, находящийся между континентами океан, разделил также и многие их традиции. В Европе обязательным условием является равномерное освещение комнаты при помощи главного источника света – люстры. Вспомогательными осветительными приборами люстра дополняется далеко не всегда, как мы знаем из собственного опыта. Если помещение большое, то там устанавливается несколько люстр. В европейских традициях освещать помещения ярко и торжественно, особенно если оно просторное. Американская традиция отдает предпочтение не главному верхнему освещению, а зональному. Люстры в американской традиции не используются – вместо них осветительную функцию выполняют торшеры, бра, настольные лампы, причем, активно используется отражение света от различных поверхностей. Американский стиль освещенияПоскольку в американской традиции используется несколько световых источников, то реализация проекта освещения потребует больше труда, времени и средств. Кроме закупки определенного количества единиц осветительных приборов, понадобится еще и проложить разветвленную скрытую электропроводку. Однако результат стоит того: приглушенное и мягкое освещение с возможностью моделировать конфигурацию света за счет включения и выключения отдельных светильников создает атмосферу уюта, предлагая при этом значительное разнообразие. Но у нас американская традиция, прямо скажем, не прижилась. Речь идет о единичных проектах. В основном же мы привыкли следовать европейской концепции, которая к тому же и более экономичная, если не используются эксклюзивные люстры стоимость в состояние.

Освещение гостиной

Проект освещения гостиной выполняется с учетом ее функций. А функций этих может быть довольно много. Современная гостиная является главным жилым помещение дома, выполняющим, прежде всего, коммуникативную функцию. Практически в любой гостиной есть телевизор и большой диван, на котором может поместиться вся семья и еще несколько гостей. Гостиная является также еще и местом отдыха. В ней читают, играют в настольные игры, проводят время за чашкой чая. В гостиной нередко работают за компьютером, т.к. не в каждом доме имеется отдельный кабинет. Если гостиная объединена с кухней, то она включает еще и столовую зону. Очевидно, что столь разные функции потребуют индивидуального подхода и при освещении.Итальянский дизайнерский торшер для гостиной

Если в гостиной будет стоять обеденный стол, то его следует осветить отдельно. Для этого подходят подвесные светильники с широкими абажурами. Длинные столы модно освещать двумя и более светильниками конической или колоколообразной формы. Необходимо сделать так, чтобы стол был освещен ярче, чем любая другая зона в гостиной. Тогда он станет местом эмоционального сближения домочадцев – видимо, не только мотыльки летят на свет.

Приверженцам европейских традиций освещения не обойтись в гостиной без главного верхнего освещения, которое будет зажигаться с приходом гостей. Принимать их в полумраке было бы неуважительно и неучтиво. Функцию главного верхнего светильника может выполнять люстра над столом, но в таком случае необходимо предусмотреть регулировку по высоте и возможность диммирования – плавного изменения интенсивности света лампы. Это позволит по желанию создавать яркое верхнее освещение либо среднее концентрированное освещение стола.

 

 

Для современной гостиной характерно разделение на зоны отдыха для жильцов. Это может быть зона медиаразвлечений, зона чтения или зона игры на музыкальном инструменте, например, небольшой гитарный кабинет. Такие зоны в зависимости от их функций освещаются бра, торшерами или настольными лампами. Предпочтение отдают преимущественно передвижным светильникам, таким как торшеры и настольные лампы, т.к. с их помощью можно добиться наиболее комфортного освещения для каждого вида деятельности.

Телевизор в гостинойОтдельного разговора заслуживает телевизионная зона. Ее освещение должно быть таким, чтобы пространство или стена позади телевизора была освещена хотя бы на 50% от яркости экрана. Смотреть телевизор в темноте очень вредно для зрения. В кинотеатре, в т.ч. домашнем, условия совсем иные, чем при просмотре обычного телевизора. Экран там занимает большую часть поля зрения, поэтому зрачки диафрагмируются правильно. А вот при долгом просмотре небольшого телевизора на темном фоне контрастное свечение экрана буквально выжигает светочувствительные клетки сетчатки глаза, т.к. зрачки сильно расширены. То же касается и работы за компьютером. На рабочем месте обязательно должна быть подсветка пространства за монитором. Что же касается собственно ТВ-зоны, то если телевизор установлен посреди комнаты, подсветку его фона обеспечивают светильники, расположенные за ним. Если телевизор на стене или у стены, то необходимо установить верхнее пристенное освещение или, в крайнем случае, торшер. Главное чтобы сам источник света не отражался в экране телевизора и не слепил зрителей. Проблему удаления контраста между ТВ-экраном и фоном можно легко решить всего лишь одной лампой, установив ее сразу позади телевизора, направив на стену. Эта лампа будет постоянно гореть либо включаться и выключаться вместе с телевизором.Освещение над столом

Светодизайнеры часто спорят на счет того, можно ли в одном помещении использовать источник света с разной цветовой температурой или нет. С одной стороны теплый желтоватый свет действительно плохо сочетается с холодным белым или голубоватым светом, однако именно в гостиной чаще всего возникает необходимость применять и теплый и холодный свет. Но дисгармонии можно избежать, если делать это грамотно. Для тех, кто еще не знаком с термином «цветовая температура» кратко поясню, что электрические лампы могут иметь различный оттенок света. Для восприятия наиболее приятен теплый свет, спектр которого близок к спектру ламп накаливания. Однако у такого света велика красная составляющая, поэтому предметы освещенные теплым светом мы видим с некоторым цветовым искажением. Более или менее выраженные цветовые искажения наблюдаются при любом свете, чей оттенок отклонен в сторону одно из трех доминирующих цветов (красный, синий, зеленый).

Комбинированное освещение гостинойЦветовая температура в маркировке ламп выражается в Кельвинах. Теплый свет дают лампы с цветовой температурой близкой к 2700К, а ламы 6500К излучают холодный синеватый свет. Нейтральной цветовой температурой считается 4000К. Холодный свет способствует сосредоточению, поэтому его используют на рабочих местах. Исключением является только чтение, где лучше использовать более теплые оттенки. Источники с нейтральной цветовой температурой не вносят цветовых искажений, поэтому их часто используют для направленного освещения картин. При этом свет на полотна или репродукции должен падать под острым углом сверху. Надо отрегулировать положение подсветки так, чтобы зритель, находясь на расстоянии 1 м от картины, не наблюдал блика.

В последнее время все чаще стали применять т.н. дежурное или маркирующее освещение. Когда все световые источники в гостиной выключены, там не должна наступать кромешная тьма. Это неудобно, а зачастую и небезопасно. Обычно в гостиной, особенно если она объединена с кухней, оставляют включенным ночник. Ведь не исключено, что ночью кому-то из домочадцев захочется посетить холодильник или утолить жажду каким-нибудь напитком. Альтернативой ночнику могут служить светодиодные ленты, которые устанавливают под подоконниками, столешницами и т.д.

Об интенсивности освещения

В проекте светового дизайна загородного дома обязательно должна быть отражена мощность и тип источников света. В соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» освещенность жилых помещений должна составлять 50-200 люкс. Под освещенностью подразумевается количество света на 1 м². Данная норма весьма условна, но, тем не менее, дает ориентировочный диапазон, который можно использовать при расчете схемы искусственного освещения. На рабочем столе и для чтения требуется наиболее значительная освещенность, составляющая порядка 100-300 люкс.

08.10.2013
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.