×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Электроснабжение, электрооборудование

Световое оформление интерьера

Не использовать свет при оформлении интерьера – это все равно, что писать картину черной краской на черном холсте. Искусственное освещение способно совершить с помещением настоящие метаморфозы. Благодаря свету, пропорции помещения могут быть изменены, а самый невзрачный интерьер способен стать уютным и презентабельным.

Неудивительно, что свет так влияет на восприятие интерьера, ведь именно он делает что-либо видимым для нас. Свет способен создавать иллюзии, которые, в свою очередь, делают нашу жизнь в доме более комфортной. Так, например, тесный коридор с наступлением за окном темноты может неожиданно стать просторным холлом, а большое и некомфортное помещение – весьма привлекательным и уютным. Однако возможны и обратные эффекты, если игнорировать основные правила светопостановки. Эти правила указывают, как добиваться того или иного визуального эффекта, используя рассеянный и направленный свет.

Теория света

действие рассеяного светаПрежде чем перейти к описанию световых эффектов, давайте разберемся, что такое направленный и рассеянный свет. Направленный свет – это световой пучок, лучи которого имеют примерно одно направление. Для того чтобы получить направленный свет необходимо каким-то образом собрать рассеянные лучи. Это делается при помощи рефлекторов (отражающих поверхностей). Существуют не только световые приборы, производящие направленный свет. Таковыми могут являться и сами источники света – лампы со встроенными рефлекторами.

Рассеянный свет является всенаправленным. Дополнительно он может быть рассеян прозрачными матовыми поверхностями. В этом случае он приобретает свойства отраженного света. Множество микроскопических граней матового плафона, расположенных под разными углами, преломляют и отражают свет во все стороны. Рассеянный свет дает тени с мягкими очертаниями, и чем дальше предметы находятся от светового источника, тем эти очертания становятся более размытыми.

Если плафон не матовый, а прозрачный, то тени будут резкими, однако сам свет все равно останется всенаправленным. источник направленного светаРассеянное освещение можно получить также и от отражающих поверхностей светлых оттенков. Так, например, направленный на потолок световой луч, отражаясь от него, будет рассеиваться, освещая помещение более мягко. Светильники, установленные в стеновых нишах со светлой окраской также будут излучать рассеянное освещение.

Для получения направленного света используют непрозрачные плафоны с малым углом отражения. Самый простой способ – поместить источник света в трубу, выкрашенную изнутри светлой краской. Направленный свет используют для зонального освещения, а также для достижения глубинных световых эффектов. Существуют также светильники смешанного типа. Они имеют полупрозрачный открытый плафон и испускают как рассеянный, так и направленный свет.

Глубинные световые эффекты

Самым распространенным решением освещения является верхнее расположение источника света. И это понятно, ведь такое расположение является для нас естественным. Потолочные светильники могут быть самой различной формы и конфигурации. Их объединяет только одно – уровень их расположения должен находиться выше человеческого роста. Причем, это условие необходимо не только, чтобы не биться о светильник или люстру головой, но и чтобы свет не слепил глаза.

удлиняющая подсветка холлаВ маленьких помещениях в качестве источников верхнего освещения используют накладные потолочные плафоны, подвесные или встроенные светильники, в т.ч. и точечные. В просторных помещениях таких, как гостиная, столовая, холл подвешивают многоярусные или многорожковые люстры.

Но в том или ином случае использование только одного верхнего света дает лишь базовое освещение, лишенное эффектов. В комнате просто становится светло, можно видеть людей и мебель, однако какие-либо световые акценты отсутствуют. Такое освещение еще называется общим.

Современные интерьеры часто представляют собой объединенное пространство, для эффективного освещения которого одного общего освещения явно недостаточно – остаются неосвещенными отдаленные зоны, отсутствуют световые контрасты и местная подсветка. Освещенный таким образом интерьер становится плоским и невыразительным.

Чтобы придать помещению с верхним освещением глубину необходимо осветить его еще и сбоку. Источниками бокового освещения могут стать ниши с точечной подсветкой, а также настенные бра с рассеивающими плафонами, иначе говоря, – все, что направляет или перенаправляет свет в сторону.

Светового контраста можно добиться при помощи мощного точечного освещения. Впечатление пространства создается длинными глубокими тенями. Направление этих теней также будет влиять на пространственное восприятие помещения. Ослабляя или усиливая их контраст, можно регулировать данный эффект.

Одним из эффективных приемов достижения глубины является подсветка отдельно стоящих предметов декора снизу. Например, подсвеченная таким образом статуя визуально удлинит, находящееся за ней пространство. Некрупное световое пятно на затененной стене также визуально отодвигает ее.

 

 

Расширение границ световыми средствами

Свет в интерьере нередко используют для зрительного увеличения пространства. С этой целью в помещение создается несколько отдельно освещенных островков. Для большего эффекта направленные и рассеивающие светильники располагают на разной высоте. Разделенная таким образом комната визуально воспринимается как большая по площади, чем она есть на самом деле.

Существует правило для создания увеличивающего эффекта: световая мощность источников должна быть тем меньше, чем они удаленнее от центра помещения. Это необходимо для того, чтобы появлялась иллюзия перспективы, заставляющая нас воспринимать помещение бóльшим, чем в действительности. Важна также и цветовая температура: по мере отдаленности, источники света должны быть холоднее. С большой осторожностью необходимо использовать зеркала. Они могут как увеличить пространство, так и привести к обратному эффекту. Чтобы зеркала не вызывали беспокойство и хаос, их следует располагать за пределами светового круга. Тогда они станут отражать часть интерьера, как бы открывая пространство за собой.

Эффект сжатия пространства

Некоторые помещения могут потребовать визуального уменьшения пространства для достижения уютной обстановки.освещение потолка и стен В этом случае световая схема исключает доминирующее общее освещение. Чтобы большая комната вечером казалась меньше, необходимо осветить какую-то одну ее часть, а остальное пространство оставить в полумраке. Для этих целей хорошо подходят низко расположенные светильники с абажуром, свисающие непрозрачные купола, дающие свет теплых цветовых оттенков.

Удобным способом уменьшить помещение является создание т.н. световой завесы, разделяющей зоны большого помещения. Световую завесу или ширму делают из ряда точечных светильников, встроенных в потолок. После наступления темноты возникает иллюзия полупрозрачной стены, отсекающей часть большого помещения. Таким методом часто отделяют кухню и столовую от зоны отдыха в объединенных пространствах.

Иллюзия высоты

В большинстве случаев востребованы световые эффекты, создающие иллюзию высоты, хотя в очень высоких помещениях иногда возникает необходимость создать уютный уголок, а следовательно сделать потолок пониже. Основные инструменты, использующиеся для создания эффектов высоких потолков – это настенные бра и линейный (скрытый) свет.

яркое расширяющее освещение В последнее время становятся все более популярными тросовые системы, на которые навешиваются рефлекторы, направленные вверх или вниз. Если направить свет вверх, то потолок визуально становится выше. Чем мощнее при этом световой поток, идущий от бра или линейных светильников, тем эффект высоты сильнее.

Для того чтобы, наоборот, зрительно понизить потолки необходимо направить свет на нижнюю половину стены. Если источниками свет являются бра, то их необходимо разместить как можно ближе к полу. Свет торшеров для этой цели направляют вниз.

Если потолки слишком высокие, то на тросах можно подвесить несколько маломощных плоских светильников на одинаковой высоте. Это создаст иллюзию того, что плафоны светильников встроены в невидимый потолок. Линейные светильники размещают на одном уровне и направляют вниз, освещая, таким образом, только ту часть стены, которая расположена ниже.

Свет и цвет

Немаловажную роль в восприятии интерьера является цветовая температура осветительных приборов. цветовая температураКогда говорят о цветовой температуре, имеют в виду не цветные лампы, а оттенки белого света. В зависимости от типа источников, цветовая температура света, излучаемого ими, может изменяться от розоватых и желтых тонов до синеватых. Цветовая температура, как правило, исчисляется в Кельвинах. Белый дневной свет имеет цветовую температуру около 5600К. Вверх по шкале расположены холодные тона, а внизу – теплые.

Цветовая температура ламп должна подбираться в соответствии с цветами, преобладающим в интерьере и теми эффектами, которые необходимо создать. Теплый свет делает теплые тона текстиля и мебели более яркими, а холодные приглушает. С холодным светом дело обстоит с точностью до наоборот.

Цветовую температуру также могут менять светофильтры, которыми являются прозрачные и полупрозрачные плафоны. Проходя через них, свет окрашивается и изменяет свои цветовые параметры. Чаще всего используют желтые, зеленые, голубые и розовые светофильтры. С их помощью выгодно подчеркивают тот или иной цвет в интерьере.

03.09.2010
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.