×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Электроснабжение, электрооборудование

Системы снеготаяния

Работая над ландшафтом, стоит сразу подумать и о зиме. Не так много тепла необходимо для того, чтобы наледь сошла с площадок и дорожек. Есть простой способ избавить себя от необходимости скалывания наледи, посыпки дорожек песком или солью. Кстати, песок на льду далеко не всегда обеспечивает безопасность перемещения, а соль, когда лед и снег растает, попадет на газон и погубит его.

Выбирая те или иные электрические приборы, человек, прежде всего, интересуется его энергопотреблением. Что касается электроподогрева дорожек и площадок, то счета за электричество в зимний период возрастают на 5-20%. Зато электроподогрев полностью избавляет домовладельца от необходимости механической чистки поверхностей ото льда и снега. Кроме того, этот способ способен продлить срок службы покрытию дорожек. Наличие электроподогрева дает большие преимущества, а использовать его можно по желанию. Прослужит электрический подогрев не меньше 10 лет. Однако от снегопада он не спасает – большую часть снега придется убирать вручную или снегоуборочной машиной.

Система электроподогрева дорожек, как правило, устанавливается на этапе благоустройства или переустройства приусадебной территории. По сути, такая система напоминает систему обогрева «теплый пол». Однако и оборудование, и способ монтажа отличаются. Технические характеристики и сфера применения систем, представленных на современном рынке, главным образом зависят от типа нагревательных элементов.

Резистивный нагревательный кабель является самым дешевым средством дорожного обогрева. Одножильный вариант такого кабеля стоит от 120 руб/ пог. м. Единственная жила такого кабеля изготовлена из нихрома – сплава с высоким сопротивлением. Нихром преобразует проходящий через него ток в тепловую энергию. Чаще всего одножильный резистивный кабель использует оболочки из сшитого полиэтилена и ПВХ, между которыми находится экранирующая оплетка. Экран может быть в виде собственно оплетки из тонкой алюминиевой проволоки либо в виде обертки из фольги. Функция экранирования заключается в снижении электромагнитного излучения кабеля во время работы обогрева.

Подогрев площадок

Одножильный резистивный кабель в двойной оболочке может подойти для подогрева ступеней или открытой террасы, но для дорожек и подъездных путей лучше брать бронированный кабель (НБМК) или как минимум – с тройной изоляцией. Бронированные кабели можно располагать не только в бетоне, но и в асфальте или песчаной подушке под мощеными дорожками.

Резистивный двужильный кабель состоит из нагревательного элемента и холодной медной жилы. Такие кабели применяются, в частности, в системах ССТ (Freezstop Patio). Двухжильная схема подключения позволяет применять кабельные секции (ветки), на конце которых провода соединяются герметичными муфтами. Но есть модификации кабеля (НСКБ), предполагающие безмуфтовые соединения. Такие кабели считаются наиболее подходящими для уличных условий.

Кабели с двумя жилами примерно на треть дороже одножильных аналогов. Они существенно облегчают монтаж, поскольку при их подключении нет необходимости тянуть назад к месту подключения конец кабеля. Двухжильные кабели выпускаются как в обычном, так и в бронированном исполнении.

Удельная линейная мощность кабеля, применяемого для уличного обогрева должна составлять 20-30 Вт/пог. м. Схему укладки составляют так, чтобы на 1 м² приходилось 250-350 Вт выделенной тепловой мощности. Для обеспечения таяния снега и наледи при температурах близких к 0°С этого вполне хватает. Если наружная температура опустилась ниже -10°С, то система уже не справится со своей функцией – необходимо будет скалывать лед вручную.

Саморегулирующий кабель самрег

Саморегулирующий кабель (самрег) имеет принципиально иное устройство. Выделение тепла в нем происходит полимерной полупроводниковой лентой (матрицей) с вплавленными в края медными жилами. Отличие этого вида кабеля также проявляется в том, что количество выделяемого им тепла зависит от температуры окружающей среды. Чем холоднее вокруг кабеля, тем сильнее он нагревается. В связи с этим он не может перегреться, поскольку при повышении температуры самостоятельно сокращает выделение тепла. Причем регулировка нагрева происходит не по всей длине кабеля одновременно. На разных его участках может наблюдаться своя температура.

Самрег почти в 2 раза дороже резистивного нагревательного кабеля. В уличных нагревательных системах его применяют не часто. Основная сфера применения саморегулирующего кабеля – системы кровельного антиобледенения. Тем не менее, достоинства самрега все же подкупают некоторых производителей систем снеготаяния. Кстати, при использовании саморегулирующего кабеля обязательно применяется электронное управление. Этот кабель не бывает бронированным, и монтировать его можно только в бетонную стяжку. У самрега может быть лишь оплетка из луженной медной проволоки, покрытая оболочкой из ТПЭ. Линейной мощности до 30 Вт/пог. м обычно хватает для снеготаяния.

Саморегулирующим кабелям лучше поручить размораживание лотков и труб дренажа. Для фиксации кабеля в лотках применяется крепежная лента.

 

 

Нагревательные стержни, из которых состоят нагревательные маты xBeamer (Caleo), соединены по принципу веревочной лестницы. Сами стержни состоят из композитного резистива из карбона, графита и серебра. Они бронированы и соединяются через каждые 20 см многожильным медным кабелем в тройной изоляции.

Стержневые маты можно нарезать на отрезки любой длины и подключать их независимо. Однако поставляются маты только на заказ в бухтах длиной 3 м и шириной 107 см. Их удельная мощность фиксирована и составляет 355 Вт/м².

Подогрев спуска

Системы уличного снеготаяния эффективнее работают, если покрытия, которые они нагревают, проницаемы для воды и дренируемы. Желательно чтобы талая вода прошла сквозь покрытие, а не испарялась, т.к. для этого понадобится намного больше энергии.

Подогрев линейного дренажа подключают к основной системе снеготаяния при помощи реле-повторителя. Однако лучше сделать ее выделенной и оборудовать собственным контроллером, а также температурным и водяным датчиком. Последний помогает не допускать замерзание воды в дренаже, которая уже ушла с поверхности дорожек.

Управление системой снеготаяния

Стандартное управление системой уличного подогрева состоит из электронного терморегулятора и температурного датчика. С их помощью можно настроить систему на работу в диапазоне определенных температур, например, -5…+3°С. Встречаются устройства с установкой только нижнего порога температуры. Комплекты управления ССТ стоят в районе 1500 рублей, но стандартное управление имеет существенный недостаток – на кабель продолжает подаваться ток даже тогда, когда снег или наледь уже растаяли. Полностью отключать систему нужно вручную.

Регулятор системы снеготаяния

Автоматические системы управления наружным подогревом оснащаются метеостанцией, подключенной к программируемому электронному блоку. Метеостанция руководствуется показаниями наружных погодных датчиков. В комплекте все эти устройства стоят от 10 тыс. рублей. Преимуществом такой системы является отсутствие перерасхода электроэнергии.

Место расположения блока управления метеостанцией или реле-регулятора – ближе к входной двери. Данное оборудование монтируют в общем или распределительном шкафу на DIN-рейку. Воздушный температурный датчик помещают в герметичную пластиковую коробку и крепят на фасад здания, но в том месте, где на него ну будут падать прямые лучи солнца. Датчик осадков крепится на открытом месте. Непосредственно в покрытие дорожки или площадки встраивают датчик температуры поверхности и датчик воды.

Особенности монтажа нагревательного кабеля

Систему обогрева можно предусмотреть под любым типом покрытия – тротуарная плитка, натуральный камень, клинкер, отсыпка и т.д.

Ошибки кабельного подогрева

Если тротуарная плитка укладывается на сухую смесь, то нагревательный кабель закладывают в песочно-гравийную подушку. Желательно, чтобы это был бронированный кабель. Витки кабеля закрепляют хомутами на металлической или полимерной сетке. После укладки кабеля его засыпают 5-7 см слоем цементно-песчаной смеси.

На бетонных ступенях или стяжке нагревательный кабель закрепляют специальной лентой, после чего все это заливают пескобетоном слоем 2-3 см. Поверх теплой стяжки можно уложить плитку или клинкер.

Экранирующую подложку при выполнении системы обогрева уличных площадок практически не применяют, поскольку она в данном случае снижает прочность и увеличивает разницу температур между слоями конструкции.

 

25.08.2014
Автор текста: М. Тамилин



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.