×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Стиль готика

Наследница Римской империи – Византия – буквально утопала в роскоши. Колонны и стены императорского дворца в Константинополе были украшены ониксовыми и мраморными пластинами, внутренние стены залов – плиточным стеклом с рисованными фруктами и цветами. Мозаичные окна служили больше церемониальным, нежели практическим целям, а набранные из стеклянных тессер (кубиков) панно, расположенные на стенах и потолке, своим мерцанием создавали в залах атмосферу величия басилевса – византийского императора. Напольная мозаика дворцовых залов была выполнена из фрагментов цветного мрамора, реже использовались полудрагоценные агат и ляпис-лазурь, иногда горный хрусталь.

В декорировании интерьеров знатные византийцы широко применяли тканевые драпировки. Фрагменты византийских шелков с вытканными на них рисунками и сегодня удивляют высоким качеством работы древних мастеров. Расшитые узорами многометровые шелковые полотнища навешивались на стены, ими драпировали арочные проемы – для открытия полотна связывали или обертывали вокруг ближайших колонн.

К сожалению, подробных сведений об дворцовых интерьерах Византии до нашего времени дошло очень мало – лишь рассказы историков и путешественников той эпохи, да чудом сохранившиеся фрагменты византийского стиля в средневековых замках Испании, на Сицилии и в Венеции.

 

 

Готические интерьеры Средневековья

Начало этой эпохи связано с восшествием на престол Карла Великого (начало X века), основателя империи на землях современной Европы. За прошедшие века в европейских странах сменилось немало королевских династий, поэтому действительные «средневековые» интерьеры остались лишь на миниатюрах, хранящихся в музеях и частных коллекциях.

На первый взгляд, замковые покои обставлены более чем скудно. Впрочем, феодалы начала Средневековья не могли позволить себе какую-либо роскошь – им приходилось участвовать в постоянных военных конфликтах, по результатам которых замки часто меняли владельцев. Чтобы не обременять челядь, аристократы предпочитали «мобильные» интерьеры – только необходимые предметы мебели, драпировочные ткани с родовой символикой, столовую утварь и оружие. После захвата замка, данное имущество размещалось в его залах так, как было удобно новому владельцу – строгой приверженности к какому-то единому стилю, по сути, не было.

Готический интерьерВ Средневековье была особенно популярная настенная роспись, отображавшая геральдические символы, сцены из жизни придворных и батальные подвиги владельцев замков. Широкое распространение получили рисунки, имитирующие драпировочные ткани. Шпалеры – настоящая драпировка – навешивались вдоль стен, ими закрывали арочные проемы. Они одновременно украшали залы и обеспечивали их теплоизоляцию. Рисунки на шпалерах вторили сюжетам, изображенным на каменных стенах.

Вопреки популярному мнению, даже ранние готические интерьеры средневековых замков вовсе не были мрачными. Стены помещений окрашивались меловой побелкой или темперной краской светлых тонов. Зачастую внешний слой краски расцвечивался красными линиями под кирпичную кладку. Каменные стены отделывались штукатуркой, составленной из песка, извести и свиной щетины. Для получения выраженной текстуры применятся жженый гипс – «парижская штукатурка».

Важная роль в убранстве замков отводилась охотничьим трофеям, наряду с оружием, доспехами, геральдическими щитами и вымпелами – все это сообщало гостям замка о воинских подвигах владельца. Следует отметить, что доспехи выставлялись в залах лишь по особым случаям, в другое время их хранили в объемных сундуках-шифоньерах, устанавливаемых вертикально.

С наступлением XIII века бесконечные войны между владельцами соседних замков постепенно снизили свой накал, появилась относительная стабильность в жизни. Это дало возможность феодалам заняться обустройством жилых помещений, детально проработать интерьеры. Так появился стиль, известный под названием «готика».

Готический интерьерный стиль

Его характеризует особенная цельность – архитектурные памятники Европы, относящиеся к средневековой эпохе, удивительно похожи друг на друга. Еще одна деталь, свойственная готическому стилю – яркость. Причудливые орнаменты, позолота и насыщенные краски заимствованы у византийских интерьеров, арки стрельчатой формы переняты из арабской архитектуры. Для готики характерна тонкая резьба по камню и дереву, что, наряду с описанными ранее деталями, создает замечательный образ – легкий, устремленный в небо.Готический интерьер

По мнению ряда экспертов, готика является своеобразным этапом развития романского стиля архитектуры. Существуют даже предположения, что этот стиль – лишь примитивная адаптация наследия Римской империи, которого европейские варвары не сумели оценить в полной мере. Но все же справедливость обеих мнений сомнительна – тонкое сочетание византийской роскоши с арабскими методами светового и цветового оформления пространства не может быть создано невежественным варваром, пусть и излишне впечатлительным.

Готика – это воплощение духа эпохи Средневековья. Вздымающиеся ввысь могучие своды из камня как будто растворяются среди изобилия резных украшений и ажурных колонн. Лучи солнца, проходящие через стрельчатые окна, отражаются от множественных элементов интерьера, создавая причудливую игру света и тени. Витражные композиции на окнах окрашивают дневной свет в самые разные краски, создавая эффект чуда, какой-то нереальной обстановки.

Первое время залы в средневековых замках использовались в самых разных целях одновременно. Днем в зале устраивались пиршества, с наступление ночи он становится спальней, а в период усобицы превращался в оружейную. Спустя несколько десятилетий помещения начали зонироваться – правда, деление на зоны носило скорее декоративно-символический характер. Первый объект зонирования – кровать феодала. Ее выделяли из общего пространства, где располагались на ночь слуги, для этого применялся балдахин. Данный предмет драпировки появился на Древнем Востоке, был популярен у греческих и римских аристократов, но как способ зонирования его впервые использовали именно домовладельцы Средневековья. Со временем, когда покои феодалов были выведены за пределы общих залов, спальное ложе переместилось в новое помещение вместе с балдахином, роль которого стала исключительно декоративной.Готический интерьерСпальный «шатер» часто создавался из тех же тканей, что и элементы настенной драпировки. Материя на балдахин шла самая дорогая, она украшалась серебряной и золотой вышивкой, расписывалась красками, также применялись методы украшения, аналогичные технике создания гобелена. Спальный балдахин являлся ценным подарком, преподносимым по особым случаям.

К началу XIII века изменилась конструкция очага – в поместьях зажиточных домовладельцев появились камины. Если прежде очаг представлял собой довольно примитивную конструкцию – огражденное камнями пространство и отверстие в крыше над ним – то теперь он стал полноценной печью, с топкой и дымоходом. Для обогрева залов большой площади устраивались двойные и тройные камины. Поскольку они обладали внушительными размерами, топка оформлялась, как архитектурное сооружение – ее украшали шпилями и башенками, фризами на тему охоты и рыцарских турниров, а также на различные бытовые темы с ироническим подтекстом.

Единственные элементы быта, которых не коснулись изменения – предметы меблировки. Готическая мебель по-прежнему выглядела грубо. Полноценным объектом для украшения интерьера мебель стала позже, с наступлением эпохи барокко.

Неоготика

XVIII век оживил готику наряду с остальными стилями архитектуры и интерьера, прежде исчезнувшими в круговороте истории – так возникла неоготика. Романтичность готической архитектуры обрела популярность на фоне культурных тенденций развития общества – возник спрос на «готические» романы, в центре сюжета которых были бесстрашные рыцари и прекрасные дамы, мифические персонажи.Готический интерьерНеоготика привлекала своей таинственностью, некой ужасной тайной, скрывавшейся за ее сводами. Возникла мода на готические парки – живописные и как будто запущенные. В действительности парковые композиции – «древние» руины и «естественные» водопады устраивались в соответствии со строго рассчитанным ландшафтным планом. Примерами таких парков служат ландшафтные комплексы в поместье Строгановых в Марфино и дворце в Царицыно.

Основное отличие неоготики от готического стиля – декоративность. Если шпили, потолочные своды залов, стрельчатой формы оконные проемы и витражное стекло для средневековой готики являлись функциональными, то в неоготике они служат лишь для построения романтического интерьера. Кстати, готическая мебель в действительности таковой не является и относится к неоготике – разработчики «мебельного» стиля даже не пытались стилизовать его под настоящее Средневековье, а создали заново, используя элементы готической архитектуры.

Готический интерьер в современном доме

Среди тенденций готического интерьерного стиля наиболее сложным к воплощению является византийский интерьер.Готический интерьерПрежде всего, имперские интерьеры сложны сами по себе, ведь для их воссоздания необходимо привлечь лучших дизайнеров (они должны тонко чувствовать стиль) и понести значительные расходы. Основная ошибка при формировании имперского стиля – помпезность, свойственная современным американским видеоклипам. Стоит также учитывать, что византийский интерьер был создан в государстве, выступавшем оплотом православной религии, т.е. многие интерьерные элементы в той или иной степени содержали религиозную тематику. Наконец последняя, самая серьезная проблема – полное отсутствие изображений с интерьерами жилых помещений, свойственными Византийской империи. Несмотря на эти сложности все же можно попытаться построить византийский интерьер, полагаясь на исторические записи и логику.

Во внутреннем убранстве византийских дворцов преобладали два цвета – пурпур и золото. Пурпурная расцветка символизировала власть басилевса – императора Византии, ткани этого окраса лучше использовать в отделке спальни, чтобы с утра ощущать вокруг себя атмосферу византийских властителей. Наиболее насыщенным красками элементом «византийской» спальни является ложе – над ним можно устроить балдахин, состоящий из легких тканей, украшенных по контуру золотой каймой или мелким орнаментом из золотистых нитей. Материя, образующая балдахин, должна содержать тонкие блестящие нити, золотистые или серебристые – они обеспечат эффект мерцания в свете ночника. Цветовая палитра финишной отделки стен выполняется в тех же тонах, но чуть более светлых. Для «византийского» спального интерьера отлично подходят иранские ковры, выполненные в классическом стиле, а также разновеликие подушки с восточным орнаментом на обшивке.

Построение в гостиной атмосферы пиршественного зала в церемониальном византийском стиле будет непростым – необходима комната достаточно большой площади. Стены можно отделать пластинами из искусственного камня, имитирующими мрамор. Перед отделочными работами крайне важно подготовить эскиз, чтобы тщательно разметить стены и расставить цветовые приоритеты – изобилие красок резко ухудшит качество интерьера, сделает его аляповатым и безвкусным. Проще устроить по периметру комнаты не слишком широкий фриз, украшенный орнаментальным рисунком на растительную тему.Готический интерьерДрапировка мягкой мебели в гостиной выполняется восточными тканями с ярким рисунком, на сиденья и спинки необходимо положить валики-подушки, обшитые такими же тканями.

Полудрагоценные камни, традиционные для напольной облицовки во дворцах Византии, применить сегодня не удастся – эти камни крайне дорогие. Но эта проблема не столь значима – на строительном рынке сегодня достаточно состаренной плиточной керамики, изукрашенной геометрическим или растительным орнаментом.

Средневековый стиль готика популярен в наши дни – его обожают рестораторы и кинематографисты, поскольку готический интерьер дает эффектную романтическую атмосферу. Но домовладельцам, рассчитывающим создать в своем жилище нечто подобное, следует немедленно отказаться от этой идеи. Причина проста – увиденное в кинофильмах и в банкетных залах имеет весьма общее отношение к реальной готике.

Никаких мрачных красок. Никаких стен с отделкой из серой плитки, имитирующей грубый камень, никаких темных потолков, формирующих давящую атмосферу. Потолки в готическом интерьере устремляются ввысь – если их действительная высота не более двум с половиной метров, то необходимо достичь иллюзорной высоты. Это просто устроить – покрасьте потолок более светлыми красками, чем стены. Атмосфера жилых комнат в готическом стиле должна быть сочной, насыщенной светом и красками. Кстати, потолочные балки имитировать не нужно – они годятся для действительно высоких потолков, а в квартире смотрятся убого.

Проемы межкомнатных дверей лучше всего выполнить в виде арок стрельчатой формы. Оконные проемы, традиционно выполненные в виде прямоугольников, переделывать в арки не стоит – внешние стены, как правило, несущие и нарушать их прочность крайне опасно. Проще и безопаснее декорировать оконные проемы стрельчатыми ламбрекенами, завершив композицию пышными шторами из двух слоев.

Готический интерьерГотический интерьер немыслим без витражей, но акцентировать интерьер на них не следует – витражи не должны бросаться в глаза, оставаясь ненавязчивыми. По этой причине высокие и сложные витражные композиции, свойственные построенным в Средневековье немецким соборам, устраивать не нужно. Простые витражи с геометрическим орнаментом, включающие изображения крестоцвета и трилистника, будут смотреться более чем эффектно. Витражные композиции небольшого размера удачно смотрятся в межкомнатных дверях и перегородках.

Лучшее место для гобеленов – спальня. Хотя для ее оформления вполне достаточно балдахина или драпировочной ткани у изголовья. Оптимальная расцветка гобеленов – изумрудный, светло-синий и салатовый. Более подойдет орнаментный рисунок растительной тематики – мелкий и повторяющийся, созданный нитями или красками золотистого цвета. Для стен более подходит гладкая фактура, их лучше окрасить в спокойные тона, контрастирующие или соответствующие расцветке выбранной драпировки.

При построении готического интерьера в детской комнате не обязательно придерживаться описанных выше рекомендаций – положитесь на свою фантазию. Ведь в юности каждый взрослый родитель был романтиком, а процесс интерьерного оформления комнаты для своих детей дает отличную возможность реализовать собственные мечты из детства.

25.05.2015
Автор текста: Абдюжанов Рустам



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.