×

 

Рекомендуем


Наши партнёры

 

 





Главная  /  Каталог статей  /  Архитектура и дизайн

Японский стиль в интерьере и архитектуре

В населенных пунктах, расположенных на японских островах, самым популярным типом частного дома является минка, название которого означает «дом людей». В таких домах издревле жили торговцы, ремесленники, крестьяне и представители других классов, не относящихся к самурайской элите. С прошлого века классовое деление в Японии упразднено и домами типа минка называются любые частные здания, возведенные в соответствии традициями.

Японский дом-минка может иметь различные размеры и стилевое оформление, что чаще всего связано с местным климатом и географическим положением населенного пункта. Важную роль играет также образ жизни владельца дома. Условно частные дома-минка подразделяются на городские, называемые матия, и загородные – нока. Также в деревнях Японии существует самостоятельный подтип домов, предназначенных для рыбаков – они носят название гёка.

Особенности традиционного японского дома

Деревенские минка строились из доступных материалов – крестьяне не могли себе позволить доставку каких-либо ценных стройматериалов из сколько-нибудь удаленных источников. Поэтому их дома представляют собой постройки, выполненные из бамбука, дерева, соломы и глины.

Несущие конструкции японского дома возводятся из дерева. Внешние стены из глины и бамбуковых жердей, внутренние либо отсутствуют полностью, либо выполнены в виде раздвижных перегородок и ширм, называемых фусума. Из соломы и различных трав настилалась кровля, в редких случаях ее местами закрывали глиняной черепицей. Для фундамента использовались камни, но при возведении стен их не применяли.

В традициях архитектуры Японии вес постройки держат деревянные балки, что позволяет размещать окна в любом участке по периметру дома. Соединение балок, образующих «скелет» минка, производится без использования гвоздей.

Японский стильНаиболее «высокая» конструкция кровли у домов гассе-дзукури, что позволяло их владельцам обходиться без дымохода и размещать под такой крышей просторные склады. Высокая и острая кровля гассе-дзукури способствовала быстрому сбросу с нее любых атмосферных осадков – потоки дождя и снежные массы не задерживаясь на крыше, что делало ее непромокаемой, увеличивая срок службы кровельной соломы до максимального путем хорошей сохранности от гниения.

Крыши японских домов выполнены в одном из трех стилей – киридзума, ёсэмуне и иримоя. Здания в городах – матия – имеют остроконечные крыши с двумя скатами (киридзума), обшитые плиточной черепицей или деревянной дранкой. Крыша загородных домов – нока – выполнялась четырехскатной с соломенными покрытием (ёсэмуне), либо содержала большое число фронтонов (иримоя), ее закрывали соломой либо дранкой.

Коньки на крыше и участки сопряжения секций каркаса здания закрывались колпаками, специально подготовленными для этих целей. Орнамент, образованный кровельной дранкой либо плиткой в большинстве случаев являлся единственным элементом украшения дома-минка, разве что некоторые домовладельцы наносили орнаментные рисунки на крышные коньки.

Основание дома, чаще всего прямоугольной формы, приподнимается над уровнем грунта как минимум на полметра с опорой на сваи. Во-первых, это позволяет уберечь деревянные элементы здания от сырости и заплесневения, во-вторых – снижает интенсивность толчком во время землетрясений, столь частых на территории Японии. Установка свай производится либо в грунт, либо на каменные блоки-подушки.

 

 

Планировка дома в японском стиле

По своей сути, частный дом, выполненный в традициях Японии – это самый обычный навес у которого нет ни капитальных стен, ни дверей, ни окон. Жилая постройка представляет собой каркасную конструкцию, удерживающую кровельные стропила. Комнаты внутри здания ограничены весьма условно – три из четырех стен-фусума в каждом из таких помещений легко раздвигаются, а при необходимости убираются вовсе.

Обращенные на улицу стенки дома перекрываются деревянной решеткой и обшиваются дранкой, они закреплены на своих местах. Оставшиеся две или три стены, выходящие во внутренний двор, выполняются раздвижными.Японский стильВ домах зажиточных японцев такие стены часто бывают двойными, разделенными по периметру верандой – внешние створки (амадо) набираются из плотных древесных пластин и остаются на своих местах лишь в холодный сезон, летом их полностью снимали. Между верандой и жилым пространством устанавливаются раздвижные перегородки-сёдзи (также съемные). На деревянную раму сёдзи с ее наружной стороны клеится белая рисовая бумага, похожая на папиросную – через нее хорошо проходит солнечный свет, так что эти перегородки одновременно служат «стенами» и «окнами». При установлении теплой погоды рамы амадо и сёдзи полностью снимаются, что позволяет объединить интерьер дома с ландшафтом прилегающего к нему участка.

Комнаты получаются благодаря установке внутренних стенок – раздвижных фусума. Их рамы с обеих сторон оклеены плотной рисовой бумагой, практически не пропускающей свет. В декоративных целях на бумагу, наклеенную на фусума, наносятся рисунки, тематика которых отвечает интересам владельца дома. Чтобы минимизировать риски повреждения тонкой обшивки таких стен, их нижняя часть обшивается бамбуковыми планками.

Отопление жилья в Японии

Дома в японском стиле рассчитаны в большей степени на лето, чем на зиму. Раздвигая внутренние перегородки и убирая полностью внешние, можно легко вентилировать внутреннее пространство в минка. Но в холодное время года тонкие стены такого дома не могут противостоять зимним ветрам и также легко продуваются. Впрочем, японские домовладельцы не особо беспокоятся о зимних сквозняках – они словно не замечают их, уделяя внимание лишь обогреву рук и ног. В японском доме, выполненном в соответствии с традициями, отопление заменено на обогревание.

Одним из источников тепла для жильцов минка является баня офуро – глубокий чан с горячей водой, верхние края которого выведены чуть выше уровня пола. В повседневной жизни японцев чистота тела – обязательная норма, поэтому купаться в офуро они предпочитают если не ежедневно, то чередуя дни. Для японцев иной возможности согреть тело в зимние месяцы, кроме как побывав в чане с горячей водой, не существовало на протяжении многих веков.

Японский стильПеред тем, как забираться в офуро, необходимо тщательно помыться, используя деревянную шайку, затем ополоснуть тело чистой водой. Вода в японской бане греется при помощи печи, расположенной под чаном офуро, до температуры приблизительно в 40оС. Японцы забираются в чан с ощутимо горячей водой по шею, подводят колени к подбородку и стараются высидеть в этом водоеме как можно дольше, пока тело не будет распарено и кожа не приобретет малиново-красный цвет.

Такие водные процедуры позволят не ощущать холодных потоков зимнего воздуха весь вечер, а летом избавят от липкой духоты, особенно тяжело переносимой из-за высокой влажности воздуха. Поскольку греть воду в офуро для каждого члена семьи отдельно – непозволительная роскошь, то прижился обычай предварительного мытья с помощью шайки. Т.е. в японской бане, имеющей вид большого чана, мылить тело нельзя – только сидеть и греться. Еще в начале прошлого века в деревнях Японии соседи топили бани фуро по очереди, чтобы снизить затраты на воду и дрова. А японские семьи зимой сидели и грелись в чанах все вместе, обернув тело тонкой тканью.

Во время приема пищи японцы используют другой источник тепловой энергии – очаг котацу. Над открытой печью, устроенной в проеме деревянного пола, устанавливался низкий столик, застилался одеялом, поверх которого укладывалась широкая и довольно толстая доска, а на нее выставлялись чашки с пищей. Тлеющие угли в очаге давали достаточно тепла, правда, при этом выделялось много копоти, но можно было подвинуть ноги поближе к очагу и насладиться семейным ужином в тепле посреди зимней стужи.

В спальни на ночь ставили жаровни с тлеющим древесным углем, они носят название хибати. Металлические жаровни давали мало тепла – почувствовать его можно было, лишь приблизив ладони вплотную. Поэтому жильцы стремились максимально уменьшить объем спальных комнат путем смещения перегородок – чем меньше становилась спальня, тем проще ее было обогреть при помощи нескольких хибати.

Интерьер японского дома

Традиционно оформленное жилье японской семьи для гостей из других стран выглядит как минимум странно – в комнатах, образованных оклеенными бумагой перегородками, совершенно нет мебели. Перед взорами гостей предстают неокрашенные элементы деревянного каркаса, потолок и пол из оструганной доски. Ступни ног касаются матов, плетенных из соломы, толщиной примерно в три пальца – татами, застилающих все пространство пола. На стенах-сёдзи нет никаких украшений, за исключением повторяющихся рисунков на рисовой бумаге. В единственной «жесткой» стене выполнена ниша-токонома, внутри которой развернут свиток с рисунком или стихотворением, выведенным ручной каллиграфией. Часто экспозицию в нише дополняет сухой букет икебана.Японский стиль

Для сна в японских семьях используются специальные матрасы – футоны, хлопчатобумажная оболочка которых набита шерстью и хлопком. Спальные принадлежности включают в себя помимо футонов (они довольно тонкие, не более 50 мм высотой) одеяла-мифу и овальные подушки-макура, наполнителем внутри которых служит фасоль, гречневая сечка или, в экономично-современном варианте, пластиковые бусины. До XX века подушками служили деревянные поленья. Утром постели убираются в шкаф, называемый оси-ирэ – татами необходимо проветрить за день.

Японские жители обходятся без привычной для европейцев мебели – матрасы для сна раскладываются по татами (по сути – по полу), встроенные шкафы с раздвижными дверьми, внешне не отличающимися от фактуры стен. Вместо стульев японцы пользуются жесткими подушками, во время приема пищи перед каждым едоком ставится низкий столик, одновременно выполняющий роль подноса.

Чистоплотность – особенно выраженная черта японцев. В санузлах они ставят тапочки, предназначенные для ходьбы только по этим комнатам. Во всех прочих помещениях дома японцы ходят либо босиком, либо носят белые носки-таби (только белые, что подчеркивает чистоту помещений). Хотя каких-то особых усилий к поддержанию чистоты в японском жилище затрачивать не приходится – ввиду минимальной меблировки и полного отсутствия бесполезных предметов интерьера, а также запрета носить уличную обувь в комнатах, пыль и грязь здесь не могут накапливаться.

Современный японский дом

Новые технологии прочно вошли в быт населения Японии также, как и в случае других народов. Традиционный уклад жизни изменился – по старым технологиям строят дома разве что жители сельских населенных пунктов страны Восходящего солнца. Однако даже жители японских мегаполисов стараются отвести в своем жилище комнату или хотя бы угол под оформление в полном соответствии традициям. Это совершенно естественно для японца – чтить традиции.

Японский стильДома-минка строятся в Японии разве что в сельских населенных пунктах. В городах земля дорогая, там возводятся все больше многоэтажные здания с квартирами малой площади. Центрального отопления в этой стране нет, большая часть частных домов обогревается системами кондиционирования «зима-лето». Ходьба босыми ногами или только в носках по необогреваемому полу зданий из современных конструкционных материалов очень холодно, поэтому японцы видоизменили обычаи и ходят домашних комнатах в тапочках. Однако санузел по-прежнему посещается строго в специальных тапочках, носить которые в других комнатах нельзя.

Важная особенность интерьера жилых помещений в понимании современных японцев – стремление к минимализму. Если жители других стран могут заполонить свой дом различными сувенирами, какими-то вычурными вазами и предметами мебели, о существовании которых быстро забывают, т.к. они примелькаются глазу, то домовладелец из Японии поставит в единственную комнатную нишу единственный декоративный объект – нэцке, небольшую вазу с икебана или свиток с картиной – и будет любоваться им при каждом посещении комнаты.

15.02.2015
Автор текста: Абдюжанов Рустам



Понравилась статья? Поделись с друзьями:


Данный текст статьи защищен авторскими правами! Любое копирование возможно, только после письменного согласия администрации.